Звонкие несогласные

20 июня в Зеленом Театре ВДНХ состоялся музыкально-поэтический спектакль #ГЛУХИЕСОГЛАСНЫЕ. В рамках III Форума Социальных инноваций регионов выступление прошло в рамках благотворительной программы.

 

Стихи для проекта подобраны почти идеально. Почти – потому что периодически в стройный и гармонично созданный альманах врывается рэп, чьи-то не слишком качественные вирши, хотя эти недочеты сполна окупаются, когда со сцены звучат стихи Дмитрия Быкова, Александра Вулых, Бориса Рыжего, Али Кудряшевой.

 

Актеры ведут зал, зритель настраивается на звучащее слово почти мгновенно, и только мат, который вынесен напрасно, периодически отдается болью в ушах.

 

Винить поэтов за мат? Современных – винить. Исключение — Александр Вулых и Дмитрий Быков, которые действительно умеют писать стихи с нецензурной лексикой и делают это виртуозно и оправданно. Но легендарную «Поэму о Льве Толстом» Дмитрия Быкова автор сценария в проект не ввел.

 

Надо отдать должное режиссеру Владимиру Моташневу, спектакль в целом смотрится на одном дыхании, все переходы от темы к теме, от одного поэта к другому зрители воспринимают, как должно. Да и участники проекта любят свой спектакль. Рок-бэнд «на заднике» периодически рушит гармоничную картину, но стихи все исправляют. Песни роняют общую планку качества, но стихи опять же все исправляют.

 

Пожалуй, из недочетов — только чуть затянутая концовка, где слишком много стихотворений, сливающихся друг с другом по смыслу и ритму, оттого возникает напряжение и скука. Но все остальное – и женская лирика, и юмористическая поэзия, и даже остросоциальная – сведены в спектакле умело.

 

Из актеров, выступавших на сцене, запомнились Анастасия Панина и Валерия Ланская. Анастасии достался Изюбрь, Аля Кудряшева, интернет-поэт. Женская городская, девичья проникновенная или русская острая – не определить, потому что стихи Кудряшевой уже случились с нашим языком и литературой. Их надо читать и перечитывать, знать и призывать, как заговоры – в минуты, что случаются в жизни любой женщины. Именно эту – всесильную правдивую лирику современной поэтессы — и смогла так точно и так нежно передать Анастасия Панина.

 

Валерия Ланская – актриса, которую не надо представлять. Но услышать в ее исполнении стихотворения, особенно так близкие к нам по времени и по языку, – событие. И феномен настоящего актерского дара – любая неудачная строчка в ее исполнении, любая ошибка поэта, любой недочет – проявляются еще ярче. Потому так мало современных поэтов доверяет читать свои стихи со сцены профессионалам. То, что на бумаге смотрится и читается, на живой сцене, в профессиональном исполнении – обязательно будет обнажено до предела, до последней глухой согласной. Валерия Ланская в проекте составила очень добрый дуэт с Анастасией Паниной – две актрисы, как два образа в современной поэзии.

 

Чтецы-мужчины были хороши в своих номерах. КВНщики – в юморе, «Камеди Клаб» – в иронии, а некоторые – к немалому удивлению, и в лирике. Но Борис Рыжий, чьи стихи звучали со сцены, может и не такое сотворить с чтецом.

 

Помимо лирики и пирожковости в последние годы активно набирает обороты гражданская лирика. Но монументальный и злой «Гражданин Поэт» неповторим. И потому прекрасный «Голубь Мира» Александра Вулых прозвучал, но не продолжил линии гражданской поэзии в спектакле. Хотелось бы, чтобы в следующих спектаклях эта тема была развита, пусть и в ущерб любовной поэзии, которой завершается выступление.

 

Если без лирики, то проект удался, зал встречал особо удачные места и обороты аплодисментами и живой реакцией. А если с лирикой, то наконец-то многие молодые непрофессиональные юмористы потянулись к чему-то действительно стоящему в искусстве. И резидентура «Камеди Клаба» вдруг открывалась на сцене с непривычной стороны. И только один возникал вопрос: почему вы так поздно?

 

Но сильнее всего вспоминалась уже легендарная «поэзия стадионов», о которой с придыханием рассказывали очевидцы, о которой уже пишут в учебниках для филологических ВУЗов. Прошло более полувека, а поэзия на стадионы не возвращается. На ТВ прорвалась «юморная пестня», но юмористические передачи нашего времени опускаются до уровня зрителя, а не поднимают его.

 

Контраст разительный – юмористы на сцене словно просыпаются, профессиональные актеры на своем месте, а в зале – люди, что купили билет. Вся сумма, вырученная от продажи билетов, пойдет на благотворительность. Все, как надо.

 

И неоспоримая ценность проекта «Глухие Согласные» — поэтическое слово. Поэтов, особенно современных, нужно читать со сцены, нужно, чтобы они слышали свои собственные стихи в профессиональном исполнении. Современный зритель – а в Зеленом Театре ВДНХ это было особенно заметно — соскучился по поэзии. По живому слову. По звучащему слову. Тот язык, на котором говорят люди сейчас, нуждается и болеет. И этот проект – благотворительная акция и для русского языка тоже.

 

Постскриптум.

 

Валерия Ланская: Все мы, участники проекта, безумно любим этот спектакль. Любая возможность его донести до зрителя – это всегда радость и счастье. Это темы, к которым никто не может быть равнодушен. Чем больше поводов и возможностей чаще выносить эти темы для людей, тем лучше. И то, что помимо этих тем, которые мы донесем до людей, для тех, кто придет сюда, есть еще возможность заработать и внести деньги в благотворительность, это большой серьезный бонус.

 

Диана Галли специально для Musecube
Фотографии Любови Гайворонской можно увидеть здесь
Фотографии Екатерины Апциаури можно увидеть здесь

Источник: musecube.org

Добавить комментарий