Восточный колорит на берегах Невы

В рамках программы Больших гастролей, проводимой Министерством культуры РФ, в Петербург приехал Калужский Областной драматический театр. Уютный зал любимого петербуржцами Театра на Литейном принял гастролёров приветливо. Да и те не прогадали с программой: вниманию зрителей были представлены две комедии, мелодрама и музыкальное ревю. А что может порадовать больше, когда за окном серое ноябрьское небо и накрапывает дождь, переходящий в снег?

 

Открыл гастрольную программу спектакль режиссёра Аллы Решетниковой «Ханума» по пьесе Авксентия Цагарели, раскрасив восточным колоритом подмостки в стенах бывшей усадьбы Шереметевых. По краям сцены были развешаны узорчатые восточные ковры, меняющие при вращении свой рисунок. Также над подмостками возвышались три передвижные стойки, своеобразно обыгранные сценографом в форме папах с мохнатыми меховыми шапками. Стойки раскрывались при смене мизансцен, представляя нам то внутреннее убранство княжеских палат, то интерьер купеческой усадьбы, а то и вовсе небесный свод с облаками-барашками или волны беспокойной горной речки Куры.

 

Начинается спектакль с прохода актёров через зал и совместное исполнение девушками грузинской песни «Сулико». К хору присоединяется звук барабанчика, задавая ритм и динамику дальнейшему действию.

 

События пьесы разворачиваются в грузинском городе Авлабаре. Именитый князь Вано, промотавший и прогулявший всё свой состояние, подыскивает себе богатую невесту, чтоб поправить материальное положение и выбраться из долгов. Для этого он нанимает известную в городе сноху Хануму, но ей дорогу переходит конкурентка Кабато, нанятая богатым помещиком, одержимым идеей украсить честь своей семьи фамильным княжеским гербом. Хитрая и изворотливая Ханума, блестяще исполненная заслуженной артисткой России Надеждой Ефременко, узнав о готовящейся авантюре, сперва запугивает легкомысленного и внушаемого князя, рассказав о своём сне, где он едет по городу в чёрном катафалке, запряжённом чёрными конями, а затем проникает перед смотринами в купеческий дом и переоблачается в невесту, сосватанную Кабато (Ольга Петрова). Фееричен её образ: с ног до головы в рюшах белого и кремового цвета, в огромной бесформенной шляпе, она прикидывается хромой и косой на один глаз. Жених-князь, хоть сам пристарел и округл, невелик ростом и имеет озорные закрученные кверху усики (ну вылитый польский пан из сказок), в ужасе сбегает, даже не оставшись на обед. Его образ нам ярко и колоритно передан артистом Игорем Постновым. Отец невесты снохи Кабато, богатый купец, антипод князю: он бровист и бородат, голосом громок и суров, прям и бескомпромиссен в своём стремлении выдать свою 16-летнюю дочь за 60-летнего князя. Это такой грузинский Тарас Бульба, чей образ одушевил для нас актёр Валерий Смородин. Однако его прекрасная юная дочь Сона (Елизавета Лапина и Анастасия Семесенко) давно мечтает о браке вовсе не с престарелым князем, а с бедным учителем музыки, и трогательно признаётся в своих чувствах на занятиях декламацией перед бабушкой Ануш, сыгранной заслуженной артисткой России Людмилой Парфировой.

Красива лирическая сцена, следующая за признанием: влюблённые идут по развивающемуся белому полотну, символизирующему то ли облака, то ли белые барашки беспокойных волн Куры под грустную и нежную мелодию. Коте, сыгранный молодым артистом Кириллом Бессоновым, решает даже похитить невесту накануне нежеланной свадьбы с князем, но для этого «сперва надо похитить коня».

 

Бабушка проникается сочувствием к внучке, и с помощью приказчика Акопа (заслуженный артист России Михаил Кузнецов), также втайне жалеющего девушку, и слуги князя Тимоте (Денис Юшечкин), являются к купцу, убедив его, что в традициях семьи похищать невесту, и влюблённые воссоединяются. Князю же хитрая Ханума под видом своей невесты Гулико показывает в ночном видении красавицу Сону в развивающемся белом платье, «с которой француз-художник будет писать портреты», и он без памяти влюбляется в неё. Богатый купец пытается отвернуть князя от Гулико, умножив приданное, но дело уже сделано. И первая сноха Авлабара снова оказалась на высоте, обведя вокруг пальца конкурентку Кабато и заморочив голову обоим мужчинам.

 

Однако она добилась своего: юные влюблённые счастливы, княжеский герб и приданное попали в руки к тем, кто их так жаждал, ведь Коте оказался племянником князя, а сам он получил сосватанную Ханумой невесту под стать себе. Да и Ханума поразила своей изворотливостью воображение приказчика Акопа, уже желавшего было остаться бобылём, но не устоявшего перед женской мудростью и умением свахи повернуть любую ситуацию на благо всем.

 

И в финале мы видим уже три пары, готовящиеся вступить в брак — почти как во «Сне в летнюю ночь» Шекспира! Обряд дополнен прекрасными народными грузинскими мелодиями и танцами, выдержанными в национальном духе, игрой на народных инструментах и радующими глаз зрителя костюмами: серо-голубые складки платьев и бордовые накидки, белоснежные покрывала и золотые обручи, блестящие нагрудники и шали. Калужане так старались устроить петербуржцам праздник и порадовать искушённых в театральной жизни жителей северной столицы своим добрым юмором и искромётными шутками! И ведь у них это получилось! Ещё долго не смолкали аплодисменты благодарной публики, и так приятно было видеть радостные лица актёров! Ждём с нетерпением следующей встречи!

 

Марина Чистякова специально для Musecube

Использованы фотографии с официального сайта Калужского Областного Драматического Театра

Источник: musecube.org

Добавить комментарий