Ольга Карленко: С детьми надо работать на равных

Ольга Карленко работает в ТЮЗе имени А.А. Брянцева уже 28 лет, 25 из них параллельно руководит детской театральной студией «Театр-Класс». В этом году актриса стала художественным руководителем нового поэтического фестиваля «Б’АRТ’О», приуроченного к 115-летию со дня рождения выдающейся поэтессы. В фестивале приняло участие 14 коллективов из Москвы, Самары, Саратова, Набережных Челнов, Выборга, Гатчины, Колпино и Санкт-Петербурга, которые в течение 3 дней показывали свои поэтические спектакли на Малой сцене ТЮЗа имени А.А. Брянцева. О тонкостях работы с детьми, особенностях фестиваля и новом профессиональном опыте читайте в интервью с актрисой.

— Ольга, в чем состоит уникальность нового поэтического фестиваля «Б’АRТ’О»?

— Это замечательная идея — именно в центральном, детском, самом главном Театре Юных Зрителей организовать поэтический фестиваль. В основе всех спектаклей — поэзия, начиная с Пушкина, Барто, Чуковского, Хармса, заканчивая Айзеншарф и Олейниковым. Детям проще выразить свои чувства через поэзию, они подкладывают свои переживания, а стихотворный ритм помогает им лучше запомнить и прожить материал. Предварительно мы провели онлайн-конкурс чтецов, отобрали самых подготовленных и рабочих ребят, которых пригласили к участию в актерской лаборатории. Нас поразило, как глубоко ребята чувствуют смысл и ритм стиха. Выиграл конкурс чтецов воспитанник петербургской студии «Александрино» Сергей Константинов, замечательно читавший Гумилева.

— У вас была большая Дополнительная программа, расскажите о ней поподробнее.

— У нас был круглый стол, мастер-классы и актерская лаборатория. На круглом столе мы обсуждали основные проблемы студий: как дети учатся, как включены в процесс родители, какой материал берется для работы. У студий разный уровень, опыт, эстетика, но все они находятся в процессе, и нам было, что обсудить. Мы стремились сохранить искренность обсуждений спектаклей и чувство товарищества: все мы коллеги, и на круглом столе общались без назиданий и критических разборов спектаклей.

На актерской лаборатории, которая шла три дня, мы вместе с актером ТЮЗа имени А.А. Брянцева Кузьмой Стомаченко работали с 11 ребятами из разных городов. Для нас было очень важно объединить детей, воспитанных в разных студиях, и увлечь их одной идеей. Мы замечательно провели время, ребята были очень вовлечены в процесс. Все вместе мы сделали стихотворный коллаж по произведениям Олега Григорьева и показали выступление на Гала-концерте, которое было тепло принято зрителями. Я была режиссером Гала-концерта в первый раз в жизни! Для меня это огромная ответственность!

Вторая история была связана с мастер-классами, где артисты нашего театра Олег Сенченко и Кузьма Стомаченко проводили занятия по актерскому мастерству на уровне первого курса театрального института. Была актерская, речевая, пластическая разминка, стоп-кадры. На занятиях присутствовало человек 50. Это было очень интересно. А в первый день фестиваля был замечательный мастер-класс с моим любимым учителем Юрием Андреевичем Васильевым, профессором по сценической речи РГИСИ, который показал детям, как рождается звук, как говорить стихотворным размером и, самое главное, ради чего… Дети, которые хотели в этом разобраться, внимали, открыв рот, было очень приятно видеть такой серьезный подход. Помимо этого, впервые проходила  драматургическая лаборатория «ПЬесочница», на которой режиссер и актер театра Андрей Слепухин вместе с артистами ТЮЗа представил читки по 3 современным пьесам для детей.

— Кто получил Гран-при фестиваля?

— Жюри единогласно решило, что «Стихи из Гетто» студии «Горошины» из Санкт-Петербурга показали высокий театральный уровень. Тема — очень сложная, можно было бы на ней так хорошо спекулировать: детки читают стихи о войне! Но в спектакле все было сделано очень аккуратно. Мы понимаем, что это поколение не помнит и не знает, что такое война, но их отношение и искренность берет за душу. Вроде бы спектакль сделан очень просто — нет никаких декораций, светит одна лампочка, но при этом он стильный и по-настоящему прекрасный.

Каждый коллектив было за что наградить, и мы отметили каждую студию на Гала-концерте. Я увидела потрясающий почерк режиссера в спектакле «Хемуль, который любил тишину» гатчинской студии «Дверь в лето». В спектакле «Из дома вышел человек» театральной студии Coctail из Набережных Челнов представлен отличный видеоряд, передана атмосфера Петербурга начала 20 века. Очень красивый спектакль «Где моя сестра» самарского театра-школы «АРТКЛАСС»: было видно, с какой любовью сделаны костюмы.

— Ольга, как вас обогатил фестиваль «Б’АRТ’О»?

— Я даже не ожидала эмоций, которые испытала на показах спектаклей. Я не только смеялась, но и плакала. В спектакле «Соня» московского коллектива «Дети райка», поставленном по современной пьесе, раскрывается тема одиночества. У каждого своя беда, своя боль — взрослые всегда заняты и у них нет времени на детей. Как руководитель студии, я вижу, сколько трудов вложено в эту работу.

— Чего не должно быть в работах детских студий?

— В театре возможно все, кроме пошлости. Способ передачи может быть совершенно разный, важно, чтобы было интересно, достойно, красиво, театрально и, главное, со смыслом. Псевдотеатр, кривляние — самое страшное, что можно увидеть в спектакле, где заняты дети. Как только ребенок начинает говорить от себя, я ему верю как любому профессиональному актеру. Все должно идти от сердца.

— Как помочь ребенку быть настоящим на сцене?

— Надо с ним говорить по-человечески и работать на равных. Они такие же взрослые люди, как и мы, просто им поменьше лет. Каждый взрослый человек, положа руку на сердце, остался таким же ребенком, как в 14 лет. У нас те же приоритеты, те же задумки в жизни, к 14 годам мы уже сформировались внутри, это потом мы будем играть в каких-то взрослых. Дети, зачастую, понимают гораздо больше, чем мы.

— В чем заключается основная задача театрального педагога?

— По-настоящему заинтересовать тем делом, которым мы занимаемся, подарить это чудо — театр. Не все дети будут актерами, они будут замечательными людьми в разных профессиях, но первые актерские навыки предадут им уверенности, смелости, научат говорить правильно, разовьют художественное воображение — все это пригодится в жизни. В своей студии мы всегда говорим о том, что не готовим детей в театральный институт, хотя многие поступают. Мы растим красивых, интеллигентных людей, которые познают классику и современные произведения, и самое главное, понимают, что заниматься театром — это большой труд.

— Расскажите о вашей студии «Театр-Класс»?

— Нашей студии — 25 лет! Не верится! Вместе с замечательным педагогом, заслуженным артистом России Сергеем Бызгу мы начинали работать с 12 учениками, а сейчас у нас учится более 100 детей, плюс к этому работает потрясающая команда педагогов. 5 лет назад мы получили от города помещение в доме Хармса, чему безгранично благодарны. Мы играем наши спектакли только на профессиональных площадках: много лет в моем родном театре — на Малой и Большой сценах ТЮЗа, в театре «Лицедеи», в театре имени Коммисаржевской. Многие наши выпускники работают в театрах Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля, а некоторые выпускники уже даже приводят в студию своих детей.

— В юбилейный для театра год при ТЮЗе будет набран актерский курс, кто войдет в состав преподавателей?

— В любом деле важна команда, надеюсь, что она сложится из замечательных артистов ТЮЗа. Решение о наборе курса было принято еще в апреле 2021 года с ректором РГИСИ Натальей Пахомовой, и я верю, что все задуманное нами осуществится.

Елизавета Ронгинская специально для Musecube

Фотографии предоставлены пресс-службой ТЮЗа

Источник: musecube.org

Добавить комментарий