«Екатерина»: двое на глобусе России

Шествование царственных особ по сценам столичных театров продолжается. В октябре я знакомилась с «Петром» театра «Модерн», а сейчас настала очередь «Екатерины» — свеженькой премьеры Школы драматического искусства. Но если Грымов создал эпическое полотно, то молодой режиссёр Максим Иванов представил на суд публики камерный спектакль, похожий на изящную музыкальную шкатулку.

Этому впечатлению особенно способствует зал «Глобус» (являющийся уменьшенной копией того самого театра Шекспира), в пространстве которого существует «Екатерина». Зрители располагаются на трёх круговых ярусах и наблюдают за действом, которое происходит не перед, а под ними. Потому те, кто занял кресло в ярусе первом, несколько теряют в восприятии, ведь всё мизансценирование спектакля простроено для созерцания свысока.

Впечатления своеобразные, честно вам признаюсь. Поначалу у меня даже кружилась голова (особенно в тот момент, когда планшет сцены внезапно начал подниматься из самого подвала на уровень выше), но и привыкла к необычным условиям я быстро, и влюбилась в столь необычную театральную форму почти сразу.

В основе «Екатерины» — пьеса Елены Греминой (той самой основоположницы современного документального театра) «За зеркалом». Интересно, что этот материал, кажущийся столь актуальным, был создан в конце прошлого века — в 1993 году публика театра, который в те времена назывался МХАТ имени А. П. Чехова, впервые заглянула «за зеркало» и окунулась в водовороты истории.

Но вот какая тонкость: Гремину не интересуют какие-то основополагающие события того периода или же некие политические решения (всё это если и упоминается, то исключительно вскользь и в том контексте, который необходим автору для раскрытия её идей). Она концентрируется на человеческих взаимоотношениях и сложнейшем выборе, который делает каждый из персонажей пьесы. Здесь Екатерина — в первую очередь женщина, жаждущая счастья и наконец-то встретившая настоящую любовь, на которую уже и не надеялась. Но, как мы знаем, «жениться по любви не может ни один король»…

Всего лишь трое действующих лиц: Матушка, она же Зоренька, она же великая Екатерина II (Екатерина Аликина), которая предпочла счастье большой политике. Сашенька, он же Александр Дмитриевич Ланской, 24-летний юноша, «назначенный» в фавориты императрицы (Алексей Славкин) и поставивший службу во главу угла (пусть эта «служба» и проходила в покоях Екатерины). И графиня Прасковья Брюс, она же Параша (Мария Зайкова), для которой долг перед отечеством и лично Светлейшим князем оказался превыше даже человеческой жизни.

И «обрамляет» спектакль замечательный хор театра, исполняющий функции своеобразного «ансамбля» и погружающий зрителей в необходимую атмосферу.

«Екатерина» — это подарок для любителей барокко. Спектакль эмоционален и чувственен, наполнен символами и аллегориями, невероятно красив (отдельное спасибо художнику-постановщику Марии Морозовой и художнику по свету Алексею Михалевскому) и… очень лёгок. Длится постановка полтора часа, и вы, ручаюсь, не заметите, как пролетит это время. Но мыслей и чувств он поселит в вашей голове массу.

Режиссёр Максим Иванов практически побуквенно следует тексту Греминой (в последнее время это я ценю особенно, ведь сейчас «модно» переписывать пьесы так, как удобно постановщикам). Чуть больший, чем в оригинале, упор делается на вакцинацию от оспы, которую пропагандировала и продвигала Екатерина. Но это как раз тот самый момент, который сегодня смотрится максимально актуально (плюс подан он, что тоже редкость, не в навязшей на зубах манере, когда коронавирусные аллюзии запихиваются в спектакль просто юмора ради абы куда, а действительно уместен). А уж испуг Сашеньки, когда императрица интересуется, прививался ли он (тоже прописанный драматургом, а не «изобретённый» в ШДИ!), в принципе отлично подчёркивает нашу с вами реальность.

Всё начинается с комедии — гипертрофированный акцент императрицы, почти клоунская подача текста ей и Брюс, странные движения и жесты… И вдруг — всё становится максимально правдивым и пронзительным.

Постановщик очень чётко демонстрирует нам восприятие происходящего и окружающих его людей несчастным Сашенькой, угодившим в царские покои. Сначала — чуждый мир, непонятный и неправильный. А потом, когда «служба» перерастает в искренние чувства к Екатерине, близкий и свой. И акцент Матушки Сашенька уже не слышит в моменты душевного родства.

И вот эти двое — вместе, но одиноки в огромной стране, которая зависит от них целиком и полностью (не зря же восьмигранник планшета сцены покрыт картой России, на фоне которой и происходит действо). От Екатерины — напрямую. От Сашеньки — косвенно, ведь состояние и самоощущение Матушки зиждется на нём.

Даже не нужно помнить те главы из учебника по истории, которые повествуют нам о Екатерине, светлейшем князе Потёмкине (вполне логично не появляющемся на сцене, но активно действующем где-то там, с обратной стороны зеркала) и их окружении. А уж о графине Брюс и самом загадочном и необычном фаворите императрицы — генерале-адъютанте Ланском — в школе, вроде как, и не рассказывают. Вы всё поймёте и прочувствуете.

И один из самых «вкусных» моментов спектакля — интерактив. Персонажи с завидной регулярностью общаются со зрителями (в основном — с первым ярусом, но временами «достаётся» и тем, кто разместился выше), вовлекают их в происходящее и всячески рушат «четвёртую стену». И ты уже ощущаешь себя не просто зрителем, а полноправным участником спектакля.

Не могу не отметить и органичность и самоотдачу артистов. Как я понимаю, «Екатерина» — первая большая театральная работа Алексея Славкина, только что выпустившегося из «Щуки». Я видела его, и я уверена: это начало большого пути. Екатерина Аликина и Мария Зайкова (женщины в мужских одеждах, что, как бы, даёт нам понять весомость и значение их героинь в стране) без всяких проблем «перетекают» из гротеска в жизненную правду и обратно. Странное ощущение: действительно кажется, что за этой троицей стоит целая страна. Её судьба, её будущее. Из частного, субъективного, вырастает великое. И в этом ценность спектакля.

В пьесе Греминой судьба Екатерины параллелится с судьбой империи. И это штучная история — когда столь серьёзные вопросы рассматриваются через жизнь женщины. Наш мир до сих пор мужецентричен, и ШДИ радует мою феминистичную душеньку донельзя.

Резюмирую. «Екатерина» — это очень красиво. Это зал «Глобус». Это смешно. А потом — царапающе. Это правдиво. И это… очень необычно для всех нас — привыкших к спектаклям в «традиционных» залах.

«Я хочу становиться счастливой. Я хочу, чтоб все люди, вся страна становилась счастливой»! Пусть так и будет!

Ирина Петровская-Мишина специально для Musecube

Фотографии Ольги Кузякиной можно увидеть здесь

Источник: musecube.org

Добавить комментарий