Фото с сайта Театра им. Комиссаржевской
Каждый раз, когда начинает казаться, что в рамках театральной жизни Петербурга уже вряд ли случится нечто неповторимое, невероятное, непредсказуемое, на горизонте обязательно возникает ни на что не похожая работа. Режиссер Борис Павлович представил свой новый сложносочиненный проект «Лес», мощно вдохновленный философским миром идей Владимира Бибихина. Отдельные фрагменты этого красочного пазла способны впечатлить в полном объеме, и даже небольшая часть всей широкомасштабной истории позволяет испытать непередаваемые эмоции.
Спектакль «Лес. Актриса», кажется, абсолютно ничем не похож на сценическое повествование. При желании в нем можно, конечно, найти больше сходства с познавательной экскурсией, чем с театральной историей. Но впечатление это весьма обманчивое. Здесь практически на физическом уровне ощущается уникальный дух театра как культурного феномена, сама его мощная древняя корневая природа захватывает зрителей без остатка, увлекая с головой. Удивительное тут получается зрелище: монологические рассуждения о Платоне и Аристотеле сменяются биографическими фактами великой русской актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской, но все-таки тут не совсем про это конкретно. Все реплики и фразы лишь формальный повод для их существования, глубинных черт и деталей намного больше. Масштаб размышлений здесь гораздо выше, он соизмерим с космическим метауровнем: роль театра возводится до высших философских категорий. Через его призму в этом внесценическом действе пытаются понять истинную суть бытия, постичь важнейшие смыслы. И тут же на противоположном полюсе рассматривается судьба конкретного человека как отчаянная попытка познать (как завещали, кстати, все те же древние греки!) и понять самого себя.
Кажется, что в чистом и светлом служении миру театра – высшее счастье, величайшее благо. Так-то оно так, но только вот оборачивается оно порой невыносимым внутренним опустошением, уничтожающим все на своем пути. Все страхи, сомнения, вопросы к самому себе – до чего же мучительны они! Привычная рефлексия становится истинной пыткой, способной свести с ума, причинить практически осязаемую боль. Отделить себя от профессии не получается, и вот уже главный смысл жизни вовсе не кажется таковым. Впрочем, все это бег по замкнутому кругу, ситуация из рода безвыходных. Но, кажется, именно такова предначертанная судьба актрисы – принести себя в жертву, положить свою жизнь на алтарь искусства.
В спектакле совершенно удивительно играет дополнительными смыслами пространство: гулкие коридоры полупустого театра им. Комиссаржевской становятся таинственным чертогом, хранящим незримый дух великой актрисы, нарочитая броская роскошь убранства с лепниной и сусальной позолотой вступает в невидимый антагонизм с рассуждениями о философских категориях и высших материях. Прибавьте к этому еще одну деталь: из окна фойе зрителям замечательно видны неоправданно дорогие торговые ряды легендарного «Пассажа», и мы смотрим из храма искусства на храм золотого тельца, пристально разглядывая пустую суету внизу. Актриса Кристина Токарева на протяжении всего действа – словно обнаженный нерв, уровень открытости публике – пределен. Повествование обволакивает ее незримым облаком, и она словно бы в своем отдельном мире. Зрителям же остается созерцать, не двигаясь и не дыша. Потому что «Лес» не терпит шума, пустого и бессмысленного.
Марина Константинова специально для Musecube
Источник: