«Святые жёны» де Сурбарана: Какие тайны хранят женские портреты знаменитого живописца XVII века



Цикл женских портретов Франсиско де Сурбарана под названием «Святые жёны» почти 400 лет привлекает зрителей не только мастерским живописным выполнением, а и страшными тайнами. Так, за образом каждой святой стоит судьба, как правило, очень жестокая и беспощадная. Короткая жизнь почти каждой из них была трагически оборвана пытками, издевательствами и казнями.


Франсиско де Сурбаран. (Предположительный автопортрет художника).

Галерея образов святых мучениц Сурбарана

Франсиско де Сурбаран (1598-1664) — прославившийся художник Золотого века испанской культуры. В историю искусства мастер вошел в большей степени своей религиозной живописью. Среди художественного наследия Сурбарана есть одна таинственная серия портретов женщин-святых. Этот цикл художник создал в необычной для того времени манере: одиночные портреты женщин, облаченных в очень дорогие наряды, с божественно красивыми лицами и глазами ангелов. А предметы, вложенные в их руки художником, несут в себе тайный смысл и сами говорят за себя. Разгадка же кроется в истории жизни каждой из героинь, принявших мученическую смерть за веру.

Розы в подоле



Святая Касильда Толедская, 1640-1645. Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид.

Самый известный портрет из этой серии — Святая Касильда. На нем изображена девушка-мусульманка, богато одетая, с розами в подоле. Много веков тому назад христиане канонизировали Касильду за милосердие и сострадание: она тайно носила плененным христианам еду, пряча в складках своего одеяния. Ее грозному отцу приближенные доложили о проделках его дочери, и тот, выследив ее, вынудил показать, что она прячет в одежде. Каково же было удивление разъяренного досмотрщика, когда Касильда развернула подол — в нём лежали розы. Спустя несколько лет, Касильда приняла христианство, прожила до ста лет, а к месту ее захоронения до сих пор ходят паломники.


Святая Изабелла Португальская, 1635. Мадрид, Прадо.

Стоит также отметить, что легенда о чудесах с розами имеет повторение и на других портретах Франсиско де Сурбарана. Подобное чудо превращения еды, тайно приносимой узникам, в цветы, относится и к преданию о добром сердце королевы Португалии Изабеллы.

Святая Маргарита



Святая Маргарита, 1630-1634. Лондон, Национальная галерея.

Девушка на потрете в одеждах народного испанского стиля, в соломенной шляпе и холщовой сумкой через плечо, с посохом и книгой в руках — это Святая Великомученица Маргарита Антиохийская, дочь языческого жреца, жившая в III веке в Антиохии.

В далекие времена язычества христианство Маргарита приняла тайно. Властелин страны, был покорен красивой девушкой и захотел взять ее в жены. Маргарита отвергла его предложение, сказав, что «не может стать суженой царя земного, поскольку уже является невестой Царя Небесного». За это девушку посадили за решетку, а дьявол, принимая облик огнедышащего дракона (его также можно увидеть на полотне позади фигуры святой) подвергал мучениям девушку, и однажды поглотил её. Тогда крест, который крепко зажала в руках несчастная, неожиданно стал увеличиваться, и это продолжалось до тех пор, пока он не вспорол превращенному дьяволу брюхо. На месте гибели Маргариты просочился святой источник.

Самая юная святая



Святая Агнесса, Севилья, Музей изящных искусств.

К лику святых была причислена и юная христианка Агнесса — 12-летняя девочка-подросток, которая отвергла сына знатного вельможи ради христианской веры, за что поплатилась жизнью в столь юном возрасте. В ее иконографии всегда присутствует ангел-хранитель — в образе белого ягненка, так как по легенде, во время издевательств и мучений, он всегда пытался прийти великомученице на помощь.
Однако казни избежать не удалось. По одной из версии Агнессу сожгли, по другой — ее обезглавили.

Святая Евлалия Барселонская



Святая Евлалия. Музей изящных искусств, Севилья.

Святая Евлалия (290-304) также совсем юной 13-летней девушкой была подвергнута тринадцати пыткам за то, что отказалась поклоняться римским богам. Двенадцатой пыткой было распятие на косом кресте, а тринадцатой- отсечение головы.

Святая Аполлония Александрийская



Святая Аполония Александрийская. Париж, Лувр.

Святая Аполлония, жившая вначале 1 века в Александрии. Будучи уже престарелой девой, приняла христианство. В 249 году новый правитель Александрии начал жесткое гонение и беспощадное преследование христиан. Аполлонию также пытались склонить к отречению от веры, ее били по челюстям, пока не выбили все зубы и грозили сжечь на костре живьем. Женщина, не дожидаясь конца мучениям, сама бросилась в огонь и сгорела заживо.

Святая Энграсия



Святая Энграсия, Музей изящных искусств, Севилья.

Святая Энграсия родом из семьи зажиточных христиан. Жила со своими родителями в Португалии. В назначенный срок отправилась с пышным эскортом к своему жениху в другую провинцию, чтобы выйти замуж. Однако путешественников арестовали за вероисповедования, долго мучили, затем убили. Одна из версий гласит, что несчастную засекли до смерти, и она скончалась от болевого шока, а другая — девушке вбили гвоздь в голову. Поэтому в иконографии в руках Энграсии непременный атрибут — гвоздь.

Святая Матильда.


Святая Матильда 1640-1650. Музей изящных искусств, Севилья

Немецкая принцесса Матильда к лику святых была причислена за свою благотворительность и основание монастырей.

Святая Варвара



Святая Варвара.

Прекрасная девушка Варвара — единственная дочь своего отца, заявила, что она невеста Христа. На все его уговоры и угрозы Варвара не отреклась от данного слова. В гневе отец приказал морить ее голодом, но, так и не сломив ее волю, приказал казнить.

Мученичество Святой Агаты



Святая Агата, 1630-1633. Музей Фабр, Монпелье.

К образам великомучениц в своем творчестве обращались многие художники разных эпох. Так, мученичество Святой Агаты, давшей обет Небесному Жениху, можно увидеть не только в творчестве Франциско де Сурбарана, а и на полотнах других известных европейских мастеров.

Цикл «Святые жены» (1635-1650) Франсиско де Сурбаран создавал, когда еще был полон жизненных и творческих сил. И эти портреты прославили художника не только на родине. А вот последние несколько лет своей жизни живописец прожил в нищете и в полном забвении.

Источник: kulturologia.ru

Добавить комментарий