Источник:
15 февраля президент США Дональд Трамп подписал прокламацию о введении чрезвычайного положения на южной границе страны. Режим ЧП был объявлен одновременно с подписанием законопроекта о финансировании федерального правительства на 2019 год, который хоть и прекратил шатдаун, но одобрил лишь $1,4 млрд из $5,7 млрд, запрашиваемых Трампом на строительство приграничной стены. Декларируемой целью введения режима ЧП является привлечение дополнительных средств на строительство приграничного барьера, общая сумма которых может составить около $8 млрд.
Следует понять, что после подписания прокламации Соединенные Штаты не перейдут на положение, хотя бы отдаленно напоминающее чрезвычайное и тем более военное. Режим ЧП вообще очень редко вводился в США в масштабах всей страны, но всегда имел определенную географию и временной интервал, который может составлять от недели до нескольких лет. Начиная с принятия закона «О чрезвычайных ситуациях» в 1976 году, наделившего главу исполнительной власти полномочиями вводить ЧП, последнее объявлялось в стране 58 раз.
Чаще всего это делалось для борьбы с распространением оружия массового уничтожения и наркотиков, а также для введения санкций в отношении других государств. Сейчас в стране действует более десятка чрезвычайных положений, которые ежегодно продлеваются. Наиболее известными из них являются контртеррористическое чрезвычайное положение, введенное Джорджем Бушем — младшим после 11 сентября 2001 года, а также объявленная Бараком Обамой чрезвычайная ситуация в связи с распространением свиного гриппа.
Заранее разыгранный компромисс
Подписание закона об ассигнованиях и одновременное введение режима ЧП президентом можно интерпретировать как заранее разыгранный компромисс, который устраивает все стороны конфликта. Президенту он дает повод повысить градус обвинительной риторики против демократов, якобы игнорирующих гуманитарный кризис на южной границе и всячески препятствующих его попыткам обеспечить безопасность американцев.
Демократы, в свою очередь, могут заявить об окончательном решении вопроса со стеной, а введение режима ЧП будут рассматривать не иначе как попытку президента узурпировать власть Конгресса по вопросу о распределении бюджетных средств.
Наконец, республиканцы считают принятие закона промежуточным этапом в политической борьбе. Председатель сенатского Комитета по ассигнованиям Ричард Шелби заявил президенту, что одобренные Конгрессом $1,4 млрд являются «авансовым платежом» на строительство стены.
Партия решила усидеть на двух стульях сразу, пойдя на компромисс с демократами и поддержав Трампа в объявлении режима ЧП. В то же время следует учесть, что далеко не все республиканцы одобрили решение президента. В частности, Трампа не поддержали сенаторы от штатов Флорида и Мэн Марко Рубио и Сьюзан Коллинз, а также председатель комитета Сената по вооруженным силам Джим Инхоф. С другой стороны, опорой президента стали такие лидеры партии, как Кевин Маккарти, Митч Макконнелл, а также председатель Свободного кокуса республиканцев Марк Мэдоуз.
Удар по Солнечному поясу
Серьезным аргументом в пользу введения чрезвычайного положения являются предстоящие общие и президентские выборы 2020 года в так называемом Солнечном поясе — регионе, в который входят практически все южные штаты США от Южной Каролины до Калифорнии. Промежуточные выборы в Конгресс, прошедшие в минувшем ноябре, показали, что республиканцы потеряли серьезную часть своей социальной базы в традиционно консервативных штатах этого региона. Наиболее серьезным ударом стали выборы в Техасе, где разыгрывалась путевка в Сенат США между действующим сенатором Тедом Крузом и представителем от штата Бето О’Рурком. Хотя победу одержал Круз, итоговые результаты и характер соперничества показали неутешительный прогноз для «слонов». Действующий сенатор опередил своего конкурента-демократа всего лишь на 2,5% и привлек в два раза меньше средств на финансирование избирательной кампании. Основным электоратом О’Рурка стали жители густонаселенных округов Техаса, примыкающих к мексиканской границе. Эти районы являются традиционной чертой оседлости большей части латиноамериканских иммигрантов, проживающих в штате. Схожая картина наблюдалась и на выборах в других приграничных штатах Солнечного пояса.
Начиная с 1976 года в Техасе еще ни разу не побеждал кандидат в президенты от демократической партии. Традиционно республиканские стратеги считали победу в Техасе само собой разумеющимся делом и старались направить финансовые ресурсы избирательных кампаний на организацию предвыборной борьбы в других конкурентных регионах. Однако в предстоящей гонке в Техасе развернется ожесточенная борьба. На это указывают продолжительное турне президента по штату и большая встреча с его сторонниками в приграничном Эль-Пасо — городе, где родился и начинал свою политическую карьеру Бето О’Рурк. Без победы в этом штате Дональд Трамп не сможет финишировать на выборах первым. Трампу необходимо раскачивать консервативных избирателей, а республиканцам — принимать жесткие меры в отношении нелегальной иммиграции, если они не хотят потерять Техас в ближайшие 10-15 лет. Прошедший шатдаун и режим ЧП следует рассматривать в качестве таких мер.
Перераспределение финансовых ресурсов
Не будем забывать, что ЧП позволит президенту и органам исполнительной власти перераспределить серьезные финансовые ресурсы в обход законодательного органа власти. Поэтому на освещаемую проблему можно взглянуть с точки зрения сторон, экономически заинтересованных в строительстве стены. Примечательно, что в последние десятилетия строительством и обслуживанием государственных объектов на мексиканской границе традиционно занимались две конкурирующие американские корпорации. При Билле Клинтоне и Бараке Обаме это был Boeing, при обоих Бушах — Lockheed Martin. Вполне вероятно, что за потенциальный подряд могут побороться и такие промышленные компании, как Northrop Grumman, Raytheon, Jacobs Engineering или Fluor. При строительстве стены могут потребоваться услуги компании Caterpillar, а также мексиканского международного гиганта по производству бетона Cemex.
Возникшая ситуация предполагает как минимум три возможных варианта развития событий.
Первый — это попытка принудительного прекращения чрезвычайного положения Палатой представителей США, что предусмотрено законом 1976 года. Однако такой поворот пока представляется маловероятным. Во-первых, решение нижней палаты отменить ЧП потребует одобрения Сената, где не наберет необходимого большинства голосов. Если же все-таки оно будет одобрено, президент, скорее всего, наложит на него вето. Наконец, стремительное решение проблемы попросту не устраивает демократов, нацеленных на дальнейшее усиление предвыборной критики Трампа.
Второй сценарий предполагает возникновение очередного расследования против Трампа. Вполне вероятно, что прокламацией президента заинтересуется Судебный комитет Палаты представителей в лице его председателя конгрессмена Джеральда Надлера. Именно от этого человека во многом зависит формализация процедуры импичмента. Поэтому возможное расследование Надлера о злоупотреблении президентом своей властью при объявлении чрезвычайного положения может стать основой для реальной обвинительной статьи против Трампа.
В возникший спор между демократами и президентом может вмешаться Верховный суд США. Однако добиться результата по текущей проблеме в этой инстанции будет не так просто. При рассмотрении дела судьям придется ответить на два главных вопроса: является ли ситуация на южной границе чрезвычайной и следует ли рассматривать проектируемую стену в качестве военного объекта? Хотя сейчас многие американские СМИ заявляют об отсутствии гуманитарной катастрофы, следует помнить, что ни один закон в США не дает четкого определения термина.
Принятое Верховным судом решение может иметь далеко идущие последствия. Если суд поддержит президента, это приведет к дисбалансу в вопросе формирования бюджета страны между исполнительной и законодательной властью. Если же режим ЧП отменят, это может создать правовые проблемы при объявлении последующих чрезвычайных ситуаций. Поэтому пока не совсем понятно, насколько объективно Верховный суд рассмотрит возникшую проблему. Над ситуацией довлеют строго корпоративные интересы, далекие от интересов простых американцев.