Каждый ребенок по-своему мечтает о школе. Для одних – это желание поскорее стать взрослее, быть школьником, для других – возможность писать ручкой в тетради, носить учебники в рюкзаке, для третьих – новые знакомства и игры на переменах. Давайте разберемся, какие компоненты включает в себя психологическая готовность ребенка к школе, и как грамотно ее сформировать.
Немного терминологии
Одной из основных задач для работников учреждений образования является формирование у детей таких личностных, психологических, эмоциональных и интеллектуальных качеств, которые помогут им успешно осуществлять школьное обучение. Причем эти знания и навыки не могут быть навязаны, а должны восприниматься ребенком, как интересные, важные и личностно значимые. Для разработки таких обучающих технологий в науку и ввели специальный термин – «готовность к школе». Под ним понимают определенный уровень психического, личностного и физического развития ребенка, который поможет ему успешно адаптироваться и социализироваться в школьной среде.
Рассмотрим готовность ребенка к школе по видам:
-
физиологическая – показатель становления и развития организма и здоровья;
социальная или личностная – способность вступить на новый уровень общения и формирование более взрослого отношения к себе, окружающим и миру в целом;
психологическая готовность ребенка к обучению в школе – это развитие себя и своей психики, исходя из новой социальной ситуации школьника.
Все виды готовности являются взаимосвязанными и влияют друг на друга, тем самым подготавливая ребенка к школьному образу жизни. Благодаря хорошему здоровью детям проще адаптироваться в школе, но без знания правил поведения, должного уровня воспитания, хорошей памяти и натренированного мышления им будет сложно усваивать новые знания.
Более подробно о психологической составляющей
Данное понятие подвергается наибольшему изучению и анализу, так как на практике доказано, что именно от него в большей степени зависит быстрая адаптация и успешность обучения детей. Учеными были выделены базовые качества, которые влияют на становление личности и готовность к школьному обучению:
-
мотивы учебной деятельности (должны быть внутренние – «Хочу учиться, узнать новое», а не внешние – «Мама заставляет в школу ходить»);
зрительный анализ (умение замечать, выделять главное);
навыки обобщения (способность делать выводы, объединять разрозненный материал);
умение воспринимать и понимать учебную задачу;
элементарные речевые, математические, грамматические навыки и знания;
графические умения (умение правильно держать шариковую ручку, карандаш, выполнять задание по образцу, инструкции);
волевой контроль (способность выполнять задание до конца, не отвлекаться);
обучаемость (желание узнавать и запоминать новое, способность воспроизводить эту информацию).
Важным моментом является то, что готовность к школе получает свое развитие и формирование в ходе самого обучения.
Кроме того, выделяют стартовую готовность – это соответствие уровня развития детей требованиям, предъявляемым школьной средой. Также есть предметная готовность, которая подразумевает знания по математике, грамоте, окружающей действительности и другим предметам. Эти показатели также взаимосвязаны.
Как готовить ребенка к школе
Готовность к школе высокого уровеня подразумевает не просто хорошие знания по школьным предметам, но и умение использовать их в новой ситуации, применять к другим условиям. Такая характеристика говорит о сформированности интеллектуальной готовности детей. Для ее развития могут быть рекомендованы задачи на сообразительность, отгадывание и придумывание загадок, игры на понимание и принятие причинно-следственных связей («Если…, то…», например «Если пойдет снег, то будет холодно» и т.п.), упражнения на развитие памяти (разучивание стихов, запоминание по ассоциациям).
Отдельный пункт в подготовке следует выделить на развитие речи детей. Для правильного звукопроизношения рекомендуется работа со скороговорками, например: «Шел товарищ через двор, нес топор чинить забор», «Еле-еле Лера ела, есть от лени не хотела», чистоговорками: «Ра-ра-ра, на дворе у нас трава. Ру-ру-ру, собираем детвору очень рано поутру».
Для выделения и понимания звуков в речи с детьми можно организовать игры «Чудесный мешочек», «Волшебные имена». В цветной и яркий мешок помещают игрушки. Ребенку следует ощупать предмет, угадать и правильно назвать его, а потом выделить начальный и последний звук в названии игрушки. При игре «Волшебные имена» ведущий определяет звук, который дети будут искать в именах людей. Например, был выбран звук «к». Дети по очереди называют имена с таким звуком («Оксана», «Коля», «Максим» и др.). Выигрывает тот, кто вспомнит больше таких слов.
В обычной жизни родители должны постоянно указывать на числительные, просить ребенка посчитать (деревья, лепестки у цветка, птиц на ветке и т.п.). Но формирование математических представлений – это не только мир цифр, но и ориентирование в пространстве, времени, знакомство с формой. Для этого можно давать задания ребенку, например, выполнять задания по инструкции: «Подними правую руку, коснись мизинцем носа, при этом посмотри вверх. А теперь повернись влево и помаши левой рукой».
При уточнении формы особенно помогают занятия изобразительной деятельностью – лепка, рисование, аппликация и конструирование. Дома важно уделять внимание таким занятиям, давать задание придумать и нарисовать человека из геометрических фигур (треугольника, круга, квадрата, ромба и прямоугольника), вырезать и составить узор из определенных деталей. Такое времяпрепровождение будет не только способствовать интеллектуальному развитию, но и развивать фантазию, творчество и мелкую моторику рук.
Кроме того, важна и личностно-социальная готовность детей школьному периоду, то есть принятие новой роли школьника, а также связанного с этим общения и поведения. Для развития такого вида готовности взрослый должен чаще разговаривать с ребенком о школе, рассказывать о своем положительном опыте пребывания в ней, веселых и интересных случаях. Особый акцент стоит сделать на личности учителя, формировать уважение к нему и всему школьному персоналу.
Следует поощрять самостоятельность будущего школьника в контактах с другими детьми и взрослыми. Он должен уметь знакомиться, поддержать беседу, отвечать на вопросы вежливо и без стеснения. Все это поможет ребенку принять на себя позицию школьника, успешно социализироваться.
Чрезвычайно важна адекватная мотивация к обучению в школе. Не следует давить на ребенка, заставлять его учиться – так можно будет создать лишь внешнюю мотивационную готовность, которая не принесет пользы школьному обучению. Следует сформировать представление о том, что школа дает много интересных и полезных знаний, благодаря которым дети становятся умнее, могут стать выдающимися профессионалами, известными специалистами. Это уже будет внутренняя мотивация благодаря которой обучение будет протекать значительно легче.
Дошкольника нужно также готовить к школьному обучению в рамках эмоционально-волевых нагрузок. Детей следует учить находиться на своем месте во время занятий, поднимать руку, когда хочется ответить, внимательно слушать взрослого и сверстника, не перебивать, быстро включаться в выполнение заданий, доводить их до конца. Кроме того, если что-то не получилось, не расстраиваться, понимать, что обязательно представится возможность исправить результат.
Так формируется эмоционально-волевая готовность детей, которая входит в структуру психологической.
Последние перечисленные способы подготовки к школьному обучению эффективнее всего осуществляются на занятиях в дошкольном учреждении. Если ребенок не ходит в детский сад, часто болеет, то родителю придется создать ситуацию, приближенную к уроку. Можно приглашать в гости друзей ребенка и играть с ними в школу, а также посещать разнообразные подготовительные школы развития для будущих школьников.
Вот такие простые советы помогут быстро и эффективно подготовить детей к новой интересной школьной жизни, которая потребует колоссальных усилий от маленького человека. Задача взрослого – помочь своим отпрыскам адаптироваться к этому важному жизненному этапу.
Об авторе
Наталья Осипова
Источник: