Дети растут очень быстро: кажется, только недавно ваш ребёнок научился ходить, говорить первые слова, пошёл в садик и завёл новых друзей, как вот ему уже исполняется семь лет, и приходит время отдавать вашего малыша в школу. Подготовка ребёнка к первому учебному году – процесс всегда тревожный и волнующий: как отнесутся к малышу учителя и одноклассники, сможет ли он выполнять все предлагаемые в школе задания и не окажется ли учебная нагрузка слишком тяжёлой него? Все эти вопросы волнуют родителей перед первым сентября.
Чтобы обезопасить себя от ненужных переживаний или хотя бы свести их к минимуму, многие родители и их дети начинают готовиться к первому классу заранее. Эта подготовка в ещё большей степени оправдана, если при поступлении в школу придется пройти собеседование. Несмотря на то, что официально вступительных испытаний в школу нет, многие образовательные учреждения их проводят, в особенности, если ребёнок претендует попасть в класс с углублённым изучением отдельных предметов или лицейский класс. Ниже мы рассмотрим, что же должен знать ребёнок к школе, чтобы легко пройти собеседование и адаптироваться к учебной среде.
Общие знания
К 1-му классу ребёнок должен знать и уметь следующее:
Называть своё имя, фамилию и отчество, количество лет, имена своих родителей, домашний адрес и телефон. Эти знания ребенку требуются также в целях безопасности: например, если он заблудится или потеряется.
Знать, в какой стране он живет, другие крупные страны и их столицы.
Уметь ориентироваться во времени: пользоваться часами, знать, какой сегодня день недели, число, месяц и время года.
Описывать основные природные явления.
Знать названия популярных растений и животных, где они живут и чем питаются.
Знать названия распространённых профессий и уметь их описывать.
Уметь обобщать предметы в группы по общему признаку: овощи, фрукты, цветы, мебель и так далее.
Будет плюсом, если ребёнок сможет рассказать одно-два стихотворения.
Помимо вышеперечисленного для комфортного пребывания в школе ребёнок должен уметь следить за своими вещами (доставать/складывать), одеваться и раздеваться, аккуратно вести себя не только на уроке, но и на перемене, в столовой и других общественных местах. Также очень важно, чтобы он не боялся проситься в туалет и умел им пользоваться – так как нередко у первоклашек появляются запоры.
Речевые навыки и навыки чтения
Поступающему в первый класс необходимо уметь сочинить небольшой рассказ по картинке или же запомнить рассказанную историю и потом её пересказать. Ребёнку могут задавать различные вопросы: например, о том, чем ему нравится заниматься, где работают мама и папа, зачем он идёт в школу. На все эти вопросы малыш должен давать четкие распространённые ответы.
Что касается чтения, то этот навык не является обязательным при поступлении в школу, однако, как правило, большинство первоклассников уже умеют читать. Поэтому вашему малышу будет легче влиться в учебную среду, если в семь лет он уже будет уметь читать или хотя бы составлять из букв слоги, а также знать русский алфавит
Владение рукой и письмо
Первокласснику придётся много писать, поэтому дома или в детском саду желательно тренировать руку, чтобы в школе она не так сильно уставала. Существуют специальные упражнения для снятия напряжения с кисти – используйте их, если ваш ребёнок будет жаловаться на боль в пальчиках. Дошкольные занятия письмом и рисованием должны сформировать у малыша следующие умения:
-
правильно захватывать ручку кистью – так рука будет меньше уставать и сформируется красивый почерк,
повторять заданные геометрические фигуры и узоры,
рисовать различные линии и фигуры ровно, не отрывая ручки от бумаги,
обводить фигуры по контуру, ровно и аккуратно их закрашивать.
Логическое мышление и математика
Математика – один из основных школьных предметов, хорошие оценки по которым важно иметь всем. Математические способности оказывают влияние на развитие логического мышления малыша и его интеллект в целом. Поэтому перед школой необходимо уделить особое внимание развитию этих навыков, а именно: научить ребёнка считать до 10 и далее до 100, выполнять несложные числовые операции (сложение, вычитание), сопоставлять цифру с реальным количеством предметов. Также ребёнок должен знать, что означает «больше», «меньше» или «равно». Неплохо также тренировать его решать различные логические задачи – всё это можно делать в игровой форме, тогда малышу будет не так скучно, и он охотнее будет выполнять ваши задания.
Психологическая поддержка
Если в вашей школе ребёнку предстоит пройти собеседование, то важно подготовить его к этому событию психологически, чтобы не было волнения, которое сможет помешать. Обыграйте заранее ситуацию, когда кто-то (вымышленный мальчик, зайчонок или колобок) пошёл на собеседование в школу в семь лет: предположите, кто этого персонажа там встретит, какие вопросы будут ему задавать, что при этом будет чувствовать персонаж.
Кроме того, полезно обыгрывать в том же ключе предполагаемые события школьной жизни: представлять, как, например, зайчата пошли в первый класс, какие им преподают там уроки, чем они занимаются на переменах и тому подобное. Если ребёнок ходил перед этим в детский сад, то ему будет, несомненно, проще освоиться и в школе.
Подготовка ребёнка к школе очень важна, и начинать её нужно не с шести-семи лет, а гораздо раньше: ведь самые первые навыки и интерес к познанию мира закладываются ещё на первом году жизни. Как можно больше читайте малышу, ходите гулять на природу, рассказывайте истории из жизни, побуждайте задавать вопросы. При всестороннем развитии и внимании к ребёнку с самого рождения вопрос дополнительной интеллектуальной подготовки к школе решится сам собой. Что касается психологической готовности – этот вопрос немного сложнее: всё зависит от социализации детей, желания получать новые знания, знакомиться с новыми людьми.
В любом случае в школе мы получаем не только знания, но и жизненный опыт. Пусть у вашего ребёнка этот опыт будет только положительным!
Об авторе
Наталья Осипова
Источник: