Ужастик от «СНАРКа»: зомби, висельник и немного Шекспира

Современных детишек, с пеленок знакомых с компьютерными стрелялками-страшилками, трудно чем-то напугать. Это вам не наше детство, когда душа уходила в пятки от черной руки и гроба на колесиках! Теперешним ребятам надо что-то позабористее. И театр «СНАРК», о котором Musecube неоднократно рассказывал, предпринял такую попытку: 1 ноября зрителям была представлена обновленная версия спектакля «Как Михаэль страху учился» по мотивам «Сказки о том, кто ходил страху учиться» братьев Гримм. Вернее сказать, это не спектакль в привычном понимании этого слова, а апокалиптический перформанс.

 

Уже у входа нас встречает зловещий Черный человек и предлагает пройти в гардероб. Зритель еще и до гардероба дойти не успел, а уже наткнулся на шкафчик, уставленный банками с человечиной! А кругом, естественно, полутьма, страх и ужас. Дети в ожидании начала собрались за столом и в приятном обществе еще одного персонажа фильма ужасов рисуют маски на бумажных пакетах (маски понадобятся позже для финальной фотографии). Далее, как и положено в театре, звучат три звонка (вернее сказать, ужастиковские варианты звонков), и детей приглашают пройти в первую локацию. Родители следуют в арьергарде.

 

Нельзя не отметить — очень удачно выбрано место спектакля – жуткое подземелье иммерсивного проекта «Москва 2048». Там и без дополнительных страшилок атмосфера такая, что тянет на всякий случай написать завещание и исповедаться. 🙂 А дополнительных страшилок между тем хватает: зомби (весьма, впрочем, симпатичный. Он был кем-то вроде ведущего), ведьма, смерть, висельник, черная кошка с плохими манерами (ни дать ни взять – сестренка Бегемота), чудище и водяная нимфа. И, собственно, главный герой – Михаэль, который ну никак не мог испугаться! А ведь, по мнению его матушки, если не знаешь страха, то и любви не узнаешь. Вот и отправился Михаэль на поиски того, кто научит его бояться.

 

Локаций очень много, интерьер, повторю, великолепный. Дети не просто бродят за героями – они участвуют в действии: советуют, подсказывают, отгадывают загадки с подвохом. Удивительно, но несмотря на обилие страшных атрибутов детям совсем не страшно. Им было интересно, весело, но никак не страшно. А вот некоторые взрослые пугливо косились, прикидывая, из какого угла может вылезти следующий образчик нечисти. 🙂 «СНАРК» рекомендует этот спектакль для детей старше восьми лет, и я с этим соглашусь. Дошкольники все-таки могут испугаться. Если уж вы решили вести малыша, то хоть идите с ним вместе. Детей 8–12 лет можно с легким сердцем отправлять одних, хотя нельзя не отметить: действие интересно и взрослым тоже. Чего только стоит зомби, декламирующий 130-й сонет Шекспира, обращаясь к маске зомби-девочки. Отрадно, что театр замахнулся на Вильяма нашего Шекспира: сразу вспоминаешь, что ты не просто на бродилке, перформансе, а именно в театре.

 

Здорово, что почти в каждой комнате есть места, где дети могли бы посидеть. Действие длится час, и стоять было бы для них утомительно. Великолепные костюмы (особенно многоглазое чудовище) и несколько очень приятных песенок. Все актеры (Святослав Альшанов, Дмитрий Одинцов, Анастасия Шаповалова, Татьяна Лагуткина) очень понравились. Кстати, сами себя они самокритично назвали группой трупов из театра «Покойся с миром!»

 

Вопрос религии, столь скользкий в отношении спектаклей на подобные «нецерковные» темы, напрямую не затрагивается. Однако есть небольшие, но существенные отсылки к ней. Вот мать Михаэля молится за него (причем результативно). Вот она дает ему крест, которым он, как я поняла, впоследствии побеждает одного из монстров. Вот висельник благодарит Михаэля за то, что тот отогрел не только его тело, но и душу. И вообще, Михаэль заварил всю эту кашу по просьбе матери, а мама плохого не посоветует. 🙂 Нет, вовсе нельзя сказать, что спектакль в чем-то идет вразрез с воззрениями верующих, хоть в нем формально и есть «неправильные» персонажи и атрибуты. Ну и что? Режиссер Юлия Гусак всё очень корректно и правильно придумала: по духу это старая добрая и обучающая добру сказка братьев Гримм на новый лад, понятный нынешним младшим школьникам из любых семей любых вероисповеданий. Повторю: общее настроение после и во время спектакля – интерес, веселье, приятное щекотанье нервов. Ну да, самую чуточку – ужас. Но никак не ужас-ужас-ужас! 🙂

 

Итак, Михаэль с помощью зрителей прошел все испытания и даже заполучил красавицу-принцессу. Но научился ли он страху? И чего на самом деле следует бояться? Всех карт раскрывать не буду, но не могу не порадоваться, что театр избежал стандартного слащавого свадебного хэппи-энда. Нет, у них как загадки были с подвохом, так и хэппи-энд оказался со страшилковским подвохом.

 

Марина Моисеева специально для Musecube
Фотографии автора

Источник: musecube.org

Добавить комментарий