«Я не хотела вас обидеть,
Случайно просто повезло…»
В период театрального «затишья» самое время подготовиться к будущим потрясениям. Хочу предложить читателям наблюдения за режиссёрской деятельностью молодого артиста и постановщика из труппы Театра у Никитских ворот – Николая Захарова/Рингбурга.
В театре Розовского Николай Захаров исполняет самые разные по значимости и продолжительности роли: могильщик в «Гамлете», блогер в «БиЭмДаблЮ», Митч в «Кошке на раскалённой крыше», доктор Ватсон в «Пляшущих человечках» и так далее. В принципе, если сосредоточиться, можно уловить в его актёрской манере флюиды и нюансы его отношения к театру как таковому и пунктирно наметить методу существования в этом мире. Но лучше всё-таки приобщиться и к режиссёрским опытам Николая. Это всё по-новому окрасит… Проверено на мне.
Всё наизнанку. Герой нашего времени
Нынче стало модно подавать классику, вися вверх тормашками и наигрывая на сопелочке. Дескать, иначе не позволяет эпоха супер-пост-модернизма и прочая арт-левота. А классика артачится, не желает до публики доходить.
И тут надо кое-что понять – и подвесить зрителей точно так же. И сопелочки раздать всем, кто не успел увернуться. И глядишь, дело сдвинулось, крыша поехала – а там опа! Гора Машук.
А к концу спектакля «Герой нашего времени» в постановке Николая Захарова до самых продвинувшихся, возможно, дойдет, что мы-то один вечер провели в общей палате дурдома жизни с видом на изнанку реальности – а Михаил Юрьевич так все свои двадцать шесть лет (прописью) прожил…
Что касается деталей – не буду принижать эрудицию аудитории: просто представьте, что Лермонтова поставил Тим Бёртон.
Нюанс – артисты просто убойные.
И какие голоса! Редко так порадуют вне музыкальной постановки, да и в таковой нечасто.
Никаких недостатков не желаю замечать, режиссёр в поиске, и поверьте – этот «нароет» всё что нужно, потому что – Адам копал!
Когда смотришь в первый раз, обалдеваешь от того ЧТО тебе показывают и ЧТО ты при этом переживаешь. А когда смотришь второй раз, то при всех переживаниях уже видишь КАК это с тобой делают. Напоминает момент поединка волшебников из фильма «Перекрёсток миров»: постучался в сени, вошел, тепло, тут пинок в зад — и ты мордой в снегу на другом краю планеты; а там тебя уже ждут, в ухо бац — и приземляешься в раскалённые пески пустыни; а в итоге после всех буффонад все вдруг жёстко играют реальную драму, точнее, высокую трагедию. Я стала лучше понимать Печорина. Все эти сочинения о «лишнем человеке» — такая туфта. Девочка на выходе деловито заявила подругам: «Из принципа книгу прочту, хочу понять, что они показывали!»
Ringburg’s Cube. Чёрный монах
Кубик Рубика помните? Как он должен выглядеть, все знают. Собрать его без инструкции, кажется, может только создатель. Похоже, с чеховским «Чёрным монахом» та же история. Во всяком случае, теперь мне интересно, как его понимают другие режиссёры.
В моем прочтении (не могущем иметь публичных последствий) этот рассказ предельно схематичен — ну, насколько может быть схематичен Чехов… где у него схема, иному на три романа психологии хватит — и цель высказывания состоит в категорическом осуждении и даже покарании безумием зарвавшегося мастера философии, желавшего славы и переделать мир. Не зря монах ему говорит: конец человечеству уготован блестящий, и такие как ты, его ускорят. Герой рассказа тут слышит комплимент.
Но нас предупредили — «монтаж неправильный». И канва рассказа становится почвой для выращивания терниев гению рано и трагически ушедшего композитора. Тут, конечно, нужен своеобразный талант Коли Захарова по части, сложно выразить иначе, скрещивания ежа с ужом. Потому что в конференц-зале библиотеки имени Жуковского, что в Лялином переулке, при минимуме технических средств собрать то, что нам было представлено, плюс музыканты и пластическая группа — без волшбы не обойдёшься.
В 2020 году Николай Захаров/Рингбург обещает нам «Демона». Мировое поветрие – отличное предисловие ему и подходящий фон…
Елена Трефилова специально для Musecube
Фотографии из архива Николая Захарова (Рингбурга)
Источник: