Использована фотография с официального сайта Театра на Васильевском
«Очевидным фактом морального порядка является то, что человек – извечная жертва своих же истин. Раз признав их, он уже не в состоянии от них отделаться. За все нужно как-то платить. Осознавший абсурд человек отныне привязан к нему навсегда. Человек без надежды, осознав себя таковым, более не принадлежит будущему».
Альбер Камю, «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде»
Несколько лет назад я, наконец, услышала адекватную версию, почему же «Вишневый сад» — комедия. Это как композиторские указания характера исполнения музыкального произведения: appassionato — страстно, lacrimoso — слезно, risoluto — решительно… Так вот «Вишневый сад» надо играть как комедию, чтобы получилась настоящая драма.
Пьесу Людмилы Улицкой «Русское варенье», которая из года в год идет в Театре на Васильевском, видимо, тоже нужно играть весело, чтобы нашлось достаточно поводов поплакать. Конечно, это не Чехов. При всей своей мизантропии, образцово-показательном человеконенавистничестве внутри чеховских пьес всегда есть боль, а значит какая-никакая жалость. Сюжеты Улицкой отравлены язвительностью такой силы, что этот яд убивает все человеческое, все настоящее. Я не претендую на истинность. Это мое личное восприятие. Как и то, что молодая актерская поросль на фоне старой школы в отдельно взятом Варенье выглядит ужасающе. Да и Варенье, с утопившейся в нем по ходу повествования мышью, засахарилось. Переварить бы.
Марк Твен, будучи близким по саркастическим пассажам Чехову, утверждал, однако: «Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо, как мокрое полотенце». А Достоевский и вовсе считал правду без любви ложью. И весь этот желчный стеб над «русской идеей» в 2000-х, с несчастными этими потерявшимися людьми, у которых только и осталось, что прошлое в виде воспоминаний и могил предков… все это выглядит жалко, как разговор с одноклассником, которого не видел четверть века.
У Чехова человека забыли впопыхах. А здесь нет. Всех взяли в светлое будущее. Всем объяснили куда идти, что забирать. И все равно персонажи здесь абсурдно глупы. Не рефлексия думающих, но слабовольных, а издевательство над быдловатыми или беспомощными идиотами. Что мне действительно понравилось — это декорации и свет — много воды и много теней. Почему-то часто ремейки на классику, даже хорошо поставленные, со своей мыслью, с переписанными и заново передуманными героями, приходят ровно к тем же выводам, шлепая по проторенной колее. Где же заканчивается персонаж и начинается автор, столь свысока взирающий на него?
Лена Ле специально для Musecube
Источник: