Фото Юлии Кудряшовой
4 ноября в Театре имени Ленсовета представили премьеру спектакля Романа Кочержевского «Тартюф».
Спектакль поставлен режиссером Романом Кочержевским по французской комедии Мольера 1664 года «Тартюф» — пьесы о похождениях лицемера, имя которого стало нарицательным. Тартюф втирается в доверие и предает, обманывает и соблазняет, сохраняя маску святости и не стесняясь ничего… С виду набожный, он пользуется благосклонностью главы семейства Оргона, который готов переписать на него все свое имущество и даже выдать за него свою дочь, красавицу Марианну, против её воли. Но цель Тартюфа — соблазнить жену доверчивого хозяина дома, очаровательную Эльмиру. За свое такое безрассудство отец семейства поплатится по полной: деньгами и пожизненным одиночеством.
Если вы пойдете на «Тартюф» в надежде увидеть комедию, то вас ждет сплошное разочарование: Роман Кочержевский ставит «Тартюфа» как трагедию. Трагедию обмана и разочарования в человеке, в вере, во всем устройстве мира. На протяжении всего спектакля забавно, может быть, только в самом начале, когда Оргон, которого играет Александр Новиков, говорит: «А что Тартюф? Бедняжка». Режиссер переносит героев комедии Мольера в русскую глубинку, где г-жа Пернель (Ольга Муравицкая), в начале ворчливая старушка на лавочке, разносящая по округе последние сплетни, уборщица в доме сына, а под конец — строгий судебный пристав г-н Лояль в норковой шубе, Дамис (Илья Дель), Дорина (Римма Саркисян), Марианна (Виктория Волохова), Валер (Александр Крымов) — нормальные пацаны с улицы, а Оргон — зажиточный боярин, живущий в свое удовольствие с длинноногой Эльмирой (Диана Милютина) и испытывающий непреодолимое и мало кому понятное благоговение в отношении господина Тартюфа (Олег Федоров), ибо в его представлениях он другой, не такой, как все остальные.
«Это, конечно, не весело… но и не грустно», ну или не столь все так печально. Иначе и не скажешь. Мрачные декорации, драматичная музыка и пугающие звуковые эффекты, за что отдельное спасибо хочется сказать композитору Федору Пшеничному. Отдельно выделить кого-то из актеров сложно, так как их игру лично я знаю недостаточно (пробел, который необходимо заполнить). Однако удивил Илья Дель, игру которого я видел неделей ранее в другом театре – я узнал его только в самом конце. Харизма Александра Новикова, наивная робкость Виктории Волоховой, как и игра всей труппы, вызывают отдельные эмоции. Известные герои произносят знакомые реплики, но их характеры кажутся совсем иными. Поначалу тебя охватывает недоумение: в слишком осовремененной трактовке «Тартюфа» на русский лад (взять хотя бы сцену на вокзале со стариком Оргоном или же появление пристава Лояль в шубе и форме русской милиции) не хватает Франции 17 века, старинных декораций и костюмов. Но затем проникаешься философской толикой и глубоким социальным смыслом «Тортюфа». Можно смеяться и плакать, но попадать в такую ловушку совсем не хочется.
Владислав Прусс специально для Musecube
Источник: