„Мужчины смахивают на апрель, когда ухаживают,
И на декабрь, когда уже женаты.“
У. Шекспир
Говорят, счастье — это счастливая случайность.
Именно так можно описать нечаянную встречу создателей мюзикла «Ромео vs Джульетта XX лет спустя» — композитора Аркадия Укупника и автора идеи и либретто Карена Кавалеряна. Воистину, эта случайность стала залогом большого театрального счастья – вот уже третий сезон мюзикл идет с аншлагами на сцене Московского театра оперетты.
Происходящее на сцене может вызвать недоумение у тех, кто невнимательно прочёл название мюзикла, выхватив из него лишь имена шекспировских влюбленных. Ремейка не будет! А будет вполне себе самостоятельная история, фантазия на тему, как долго живет любовь.
В основе спектакля — самая известная история любви с той лишь оговоркой, что Ромео и Джульетта не погибли. Их семейный союз показан сквозь призму бытовых забот и неумолимого бега времени. Не каждая пара выдержит такой натиск.
Брак Ромео и Джульетты — не исключение?..
Спустя два десятка лет Ромео – дерзкий контрабандист. Он и его команда вне правил: вершат темные дела и прожигают жизнь с танцовщицами в таверне. Ромео не романтизирует свой образ жизни, хлестко определяя себя: «Я – чудовище! Я — злодей!». В исполнении Василия Ремчукова, солиста Московского театра оперетты, эта ария звучит с такой мрачной отстранённостью, что вполне веришь его герою, который «носит ад в душе», но за внешней холодностью угадывается взрывной характер героя и талант перевоплощения артиста. Его отношения с танцовщицей Кармелой (Алёна Голубева) – пылают страстью. Дерзкая и целеустремленная Кармела, представленная Алёной, пойдет на все, чтобы заполучить возлюбленного.
Роль Джульетты исполняет известная в мюзикловых кругах актриса Анна Лукоянова. Жизнь супруги Ромео однообразна – состоит из светских приёмов, балов, дамского клуба с кофе и сплетнями. Кроме того, Джульетта вынуждена сдерживать натиск настойчивых ухаживаний Дожа (Иван Викулов). Артист создает очень трогательный образ влюбленного мужчины – ему мучительно видеть, как его «добрый ангел, милая Джульетта» несчастна, и он выражает готовность отдать ей свою любовь и жизнь.
Но так ли «пуста» сегодняшняя Джульетта? Готова ли она мириться с похождениями мужа? В пылу ссоры она демонстрирует характер и самодостаточность: «Но я не кошка, мне не скажешь «брысь»!» В своей молитве, звучащей практически а-капелла, оказавшись «у черты» и «на краю», она взывает к Богу с просьбой вернуть былые чувства… Эта сцена являет зрителю потрясающую вокальную одаренность Анны Лукояновой.
Казалось бы – вот он излом, крах супружеского союза, бездна….
Спасти ситуацию может лишь чудо или … автор?!
В роли Человека в черном перед зрителями предстает Владислав Кирюхин, судя по надписи «William», вышитой на свитере, — сам сэр Уильям Шекспир. Его вездесущность и всевластие в управлении сюжетными линиями превращают мюзикл в большую мистификацию, плод воображения великого драматурга. Он предлагает героям обстоятельства и направляет сюжет в нужное, по его мнению, русло. Эта роль в полной мере позволяет Владиславу Кирюхину продемонстрировать свои драматические и вокальные таланты, а заодно и неутомимость — ведь Шекспир практически не покидает сцены, весь спектакль он «ведёт» своих героев, подсказывая им реплики, весь спектакль он переписывает историю.
Раздосадованный тем, как герои распорядились великим даром любви, сэр Уильям решает преподать им урок с помощью их юной дочери – Виолетты (Мария Иващенко), унаследовавшей решимость и упрямство от обоих родителей в полной мере. Девушка, разумеется, влюблена и намерена обвенчаться с возлюбленным Франческо, роль которого исполняет любимец мюзиклового мира – Александр Казьмин. Примечательно, что авторы спектакля нашли возможность своеобразной рекурсии в этих героях, а молодые артисты очень достоверно отыгрывают и бойкость Виолетты, и робость с нерешительностью Франческо.
Какой же будет развязка?
По мнению Человека в черном, он вынужден «обеспечить правильный финал» …
Да и как может быть иначе, если к созданию этой постановки приложили руку настоящие мастера своего дела! Вот, что они говорят о своем детище.
Композитор Аркадий Укупник не раз признавался, что этот мюзикл дня него очень много значит, его очень мотивирует осознание того, что написанную им музыку играют 55 человек — симфонический оркестр Московского театра оперетты, а на сцене при том — продолжение великой истории любви.
Автор либретто Карен Кавалерян утверждает, что он счастлив, так как довольно редко случается, что ему нравится полностью весь спектакль от первой до последней мизансцены — и все его элементы до единого. В своих интервью он неустанно говорит о большой удаче работать с продюсером проекта — Генеральным директором Московского театра оперетты Владимиром Тартаковским, который привлёк к постановке блестящих профессионалов: режиссера-постановщика Алексея Франдетти, художника-постановщика Вячеслава Окунева и хореографа-постановщика Ирину Кашубу.
Алексей Франдетти, по собственному признанию, не пытался заново пересказать знакомую всем историю: он создал на сцене абсолютно новое произведение, где с помощью иронии, музыки, стихов, современных сценографических технологий поднимаются вечные темы высокой любви, людских взаимоотношений и семейных ценностей.
Отдельно стоит отметить потрясающую проработку деталей – от вышивки на камзолах до невероятных масок на балу в честь Дожа. Этот спектакль безусловно прекрасен своей музыкой, западающим в память либретто и потрясающими голосами артистов, и в то же время – он настоящий праздник для взора!
Закономерно, что спектакль нашёл своё место в зрительских сердцах и в 2020 году сразу в двух номинациях вошёл в лонг-лист престижной театральной премии «Звезда театрала»: лучший музыкальный спектакль и лучшая мужская роль второго план (Владислав Кирюхин, Человек в черном).
На известном сайте по продаже билетов спектакль имеет более 100 отзывов «великолепно»! Однако, пожалуй, самые искренние впечатления были услышаны мной в фойе в антракте: «Очень интересно! Ситуация — прямо, как у меня!»
Стало быть, идея вдохнуть новую жизнь и приблизить хрестоматийную историю к современным реалиям удалась!
Анастасия Фолманис специально для MuseCube
Фотографии автора можно посмотреть здесь
Источник: