Использовано фото с официального сайта театра
3 декабря Театр имени В.Ф.Комиссаржевской в очередной раз порадовал зрителей настоящим классическим искусством, в котором нет места скуке и пошлости. Премьера спектакля «Матрёнин двор» была приурочена к 100-летию со дня рождения автора рассказа — Александра Исаевича Солженицына.
Действие начинается с похорон Матрёны. Она лежит, накрытая черным пальто, посреди сцены, а восемь героев наигранно произносят поминальные речи. Они нелепы и неискренни и сразу заставляют думать, что смерть главной героини не обошлась без их участия. Дальше спектакль течет в полном соответствии с повествованием Солженицына. И хотя развязка известна, смотреть от этого не становится менее интересно.
Главный герой – Игнатьич, писатель, который запоздало возвращается с войны и пытается найти свое место в жизни, обосновавшись в российской глубинке. Волей судьбы он попадает в поселок с непоэтичным названием «Торфопродукт» и устраивается учителем в деревне неподалеку. Живет Игнатьич у Матрёны, одинокой и чудаковатой женщины, к которой проникается огромной симпатией.
В спектакле сразу два Игнатьича: в молодости и старости. Они помогают друг другу рассказать эту непростую историю, каждый с точки зрения своего возраста и жизненного опыта. Воспринимается это прекрасно, и оба персонажа сливаются в один объемный и запоминающийся образ.
Именно глазами Игнатьича зритель видит Матрёну – ту праведницу, без которой не стоит ни одно село. Эта пожилая женщина работает за бесплатно, живет впроголодь и совершенно не умеет злиться на обижающих ее людей. Роль Матрёны исполняет народная артистка России Нелли Попова. Она настолько органична в этой роли, что веришь ей беспрекословно. Насколько сочувствуешь Матрёне, настолько и злишься на других жителей деревни, жестоких, жадных и мстительных. Каждый из них вызывает только негодование и презрение.
В этом спектакле практически нет реквизита, даже воды, которую пьют и моют руки, но при этом все очень реалистично и достоверно. Вода не льется, но зритель ее отчетливо видит, благодаря потрясающей актерской игре. Это настоящий театр, в лучшем его смысле и понимании. Режиссеру Леониду Алимову удалось создать шедевр, именно поэтому многие зрители в конце спектакля украдкой вытирали слезы. Это, действительно, притча о любви и всепрощении, это постановка, которую обязательно нужно увидеть.
Людмила Степанова, специально для Musecube.
Источник: