Пожалуйста, дальше (Гамлет): Встать, суд идет!

Фото предоставлено организаторами фестиваля

Пожалуй, что «Гамлет» — одна из самых популярных пьес, которую когда-либо ставили на театральных подмостках в разных странах. «Гамлет» классический, современный, в жанре антиутопия, «Гамлет» — афроамериканец, «Гамлет» — балет, «Гамлет» — хоррор… продолжать можно бесконечно долго. Ясно одно – пьеса, что пятьсот лет назад, что сегодня имеет успех и не теряет своей актуальности. Казалось бы, при таком обилии всевозможных постановок удивить любителя шекспировской классики крайне сложно, но участникам фестиваля «Точка доступа» это вполне удалось осуществить.

 

Проект «Please, continue (Hamlet)» был воплощен в жизнь семь лет назад швейцарскими режиссерами Яном Дейвендаком и Роже Барнатом. Проект проходит по всему миру в рамках различных фестивалей, главная цель которого – вынести своеобразный вердикт обществу: пройдет ли оно проверку на эмпатию.

 

Особенностью проекта является то, что в нём занято всего три профессиональных актера – Гамлет, Офелия и Гертруда. Прокурор, судья, судебный медицинский эксперт, адвокаты – реально действующие юристы, практикующие в том городе, где идет постановка. Таким образом, каждый раз спектакль играется совершенно по-разному. Будучи адаптированной под реалии российской судебной системы, присяжные заседатели-зрители решают, какой приговор услышит Гамлет. Некоторое недоумение вызвал тот факт, что Санкт-Петербург оказался первым городом за семилетнее существование проекта, где судьи отказались участвовать в спектакле. Чего же они так боялись – дела, составленного из пьесы Шекспира, адаптированного под современные реалии? Роль судьи в итоге доверили известному практикующему петербургскому юристу Елене Георгиевне Авакян.

 

Итак, перед нами в квадрате Новой сцены Александринского театра следующие действующие лица: по центру судья и секретарь, по правую руку от судьи сторона обвинения и прокурор, по левую – сторона защиты, напротив – свидетели. Слушается дело безработного Гамлета (Семен Серзин), который в разгар празднования свадьбы убивает отца своей девушки Офелии (Алена Старостина), Полония. Единственным свидетелем преступления оказывается мать Гамлета, Гертруда (Роза Хайруллина). Офелия подает на Гамлета в суд за предумышленное убийство, но тот клянётся, что смерть Полония наступила в результате несчастного случая, и он никогда бы не хотел причинить вред отцу своей девушки. Девушка требует компенсации за моральный ущерб в размере одного рубля и признание Гамлета виновным в умышленном убийстве.

 

Дело шекспировского героя смешанно с реально существующей уголовной историей. Зрителям вручают в руки дело, чтобы каждый мог подробно ознакомиться с деталями преступления. Все знают историю Гамлета, он сам не отрицает своей вины, но почему-то признать безоговорочно виновным подсудимого не поднимается рука. Поскольку последнее слово за зрителем, то у действующих лиц есть возможность повлиять на процесс – быть может, на присяжных заседателей окажет влияние напор и красноречие прокурора или методично изложенные сухие факты от стороны обвинения, а может, Гамлета станет жаль и не стоит портить ему судьбу? В результате петербуржцы признали героя виновным в непредумышленном убийстве. Суд вынес вердикт выплатить пострадавшей стороне компенсацию и приговорить Гамлета к одному году заключения в колонии.

 

В перерыве режиссер поделился статистикой: из 173 спектаклей, сыгранных по всему миру, Гамлета оправдали 87 раз, дважды было назначено повторное расследование, дважды присяжные заседатели не смогли прийти к нужному решению, 80 раз Гамлет был осужден за убийство. Самый суровый приговор был вынесен в Венеции, где Гамлета осудили на 15 лет лишения свободы. А как бы поступили вы?

 

Яна Квятковская специально для Musecube

Источник: musecube.org

Добавить комментарий