Пиросмани, или праздник одиночества

Использовано фото с официального сайта театра

7 октября в рамках XXXI Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» Химкинский драматический театр «Наш дом» представил спектакль-застолье «Пиросмани, или праздник одиночества». Автор постановки – Вадим Коростылев, режиссер – Владимир Красовский.

Попадая в зрительный зал, зритель сразу чувствует себя частью спектакля. На сцене –  накрытый стол, где каждому найдется место. На столе — простая Грузинская еда – сыр, лаваш, зелень, кувшины с вином. Мать Нико приглашает занять места. Зрители, они же гости, собрались здесь не просто так, а чтобы вспомнить жизнь великого грузинского художника Нико Пиросманашвили (Пиросмани). Так уж случилось, что его судьба сложилась не лучшим образом. Он расписывал стены духанов – небольших трактиров, делал вывески, а чаще всего писал картины за еду или выпивку. Каждая из дошедших до  нас картин передает грузинскую повседневную жизнь в ярких красках. Пиросмани писал портреты друзей – простых людей: садовников, виноградарей, рыбаков, дворников, духанщиков. Среди его работ есть и грузинские застолья, наполненные цветом и жизнелюбием. Жизнь художника была бедной и тяжелой, признания он так и не получил и умер в забвении, а большая часть биографии художника так и осталась неизвестной, однако мы знаем, что он умер в коморке под лестницей на Пасху, на 56-м году жизни.

Сам виновник торжества – Пиросмани, роль которого играет режиссер спектакля – Владимир Красовский появляется на сцене с большим чемоданом из которого достает документы – это собственная фотография и заявление об отставке. Каждый из зрителей может подержать их в руках. Пиросмани занимает здесь же место за праздничным столом, говорит первый тост о своем поминовении, рассказывает о нелегкой жизни, раскрывая душу перед незнакомыми людьми. Это открытый и честный разговор. Для каждого гостя это уникальная возможность понять необычного человека, художника, выслушав то, что накопилось у него на душе.

На импровизированные поминки художника приходят и герои его картин, заставляя оправдываться за то, что он их недостаточно хорошо нарисовал. Певица Маргарита недовольна своими толстыми ногами. Художник подарил ей свое сердце и миллион алых роз, продав единственное, что у него было – молочную лавку. Об истории этой любви спустя годы спела Алла Борисовна Пугачева в песне «Миллион алых роз». Недовольный рыбак жалуется на красную рубаху, в которой невозможно ловить рыбу. Князья жалуются на то, что художник посадил их за праздничный стол, нарисовав угощение на столе, а не во рту.

«Когда я рисую свадебный пир, – говорит Пиросмани, — я не жених и не невеста, я — вино. Вот если бы вино умело рисовать, оно бы нарисовало свадебный пир так, как его рисую я. Я тороплюсь, я знаю, что сейчас меня должны отведать. Нет, вкусить. Я растворюсь в крови вкусившего меня».

Весь спектакль – это дань памяти величайшему художнику и его самобытному таланту, благодаря которому люди увидели полотна, отразившие яркую, настоящая Грузию, которую невозможно не любить.

В целом этот задушевный разговор со зрителем с одной стороны, раскрывает тяжелую историю жизни  грузинского художника-самородка, а с другой стороны, доносит до зрителя нечто большее. Критика искусства – особый жанр, но часто, углубляясь в детали, критики заставляют художников «оправдываться» за свои работы, забывая о том, что за каждой картиной художника стоит человек со своей историей. За общим столом Пиросмани (Владимир Красовский) доходчиво объясняет, как много горя приходится перенести творцу, чтобы подарить людям радость.

Галина Супрунович специально для Musecube

Источник: musecube.org

Добавить комментарий