2 ноября в Московском театре оперетты состоялся гала-концерт “ОпереттаLand” — это уникальное мероприятие появляется в афише театра только лишь раз в год и даёт зрителям возможность увидеть любимых артистов МТО и тех, кто, возможно, только делает первые шаги к ярким огням музыкального театра.
Многие финалисты конкурса впервые попали в информационное поле: и эта статья — отличный шанс узнать чуть больше о них и о том пути, который пришлось преодолеть, чтобы в этот вечер быть на одной сцене со звездами оперетты и мюзикла. Также автор этих строк надеется, что у тех, кто не решился идти в театр ввиду отсутствия информации о программе вечера, в будущем году подобных сомнений будет меньше!
Гала-концерт открывал всеми уважаемый и любимый «рыцарь оперетты» Герард Васильев: конкурс «ОпереттаLand» проводится с 2007 года под его руководством — прежде всего во имя поиска новых имён для музыкального театра.
XIV конкурс проводился при поддержке Департамента культуры города Москвы, Московского театра оперетты, Российского института театрального искусства ГИТИС, Союза театральных деятелей России и Центрального дома актёра.
В состав интернационального жюри конкурса обычно входят директора и художественные руководители ведущих музыкальных театров России, а также зарубежные продюсеры и деятели музыкального театра.
Конкурс этого года на разных его этапах оценивали:
— Герард Васильев (председатель жюри; народный артист России, солист Московского театра оперетты, профессор РИТИ — ГИТИС);
— Владимир Тартаковский (заслуженный деятель искусств России, Генеральный директор Московского театра оперетты);
— Юрий Шварцкопф (заслуженный деятель искусств России, генеральный директор Санкт-Петербурского театра музыкальной комедии);
— Галина Безуглова (заслуженный работник культуры Республики Северная Осетия — Алания, генеральный директор Свердловского театра музыкальной комедии);
— Григорий Заславский (заслуженный деятель искусств России, ректор РИТИ ГИТИС, театровед, театральный критик);
— Константин Хватынец (музыкальный руководитель конкурса; главный дирижёр Московского театра оперетты);
— Леонид Кипнис (заслуженный артист России, директор и художественный руководитель Новосибирского театра музыкальной комедии);
— Алексей Франдетти (актер, режиссёр множества музыкальных спектаклей и кино, неоднократный лауреат премии «Золотая маска», художественный руководитель проекта «Большой мюзикл» на телеканале «Культура»);
— Анри Майер (ведущий европейский продюсер музыкального театра, кавалер ордена Почётного легиона, руководитель проектов “Opera-Events” и “Operette am See”);
— Григорий Спектор (председатель жюри прессы; заслуженный деятель искусств России, профессор РИТИ ГИТИС, режиссёр, либреттист, журналист);
— Александр Гусев (оперный менеджер, член президиума Международной ассоциации оперных театров);
— Жанна Жердер (заслуженная артистка России, актриса и режиссёр Московского театра оперетты, доцент РИТИ ГИТИС, художественный руководитель театра-студии АДМ);
— Анна Саакян (продюсер, соучредитель продюсерского центра «АртСимфони»).
Согласно условиям конкурса к участию допускаются российские и зарубежные исполнители, артисты музыкальных театров и студенты творческих ВУЗов в возрасте от 18 до 30 лет — в финал этого года вышли участники от 19 до 29 лет, в том числе студенты ГИТИСа, артист хора Московского театра оперетты, а также солисты Хабаровского краевого музыкального театра, Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии, Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, Калининградского областного музыкального театра.
На ОпереттаLand-21 было подано более 100 заявок, к участию в конкурсе были приглашены 48 молодых дарований. Каждый из них увековечен в красочном буклете конкурса (помимо фото в разделе информации об участниках можно увидеть год рождения, профильное образование и место службы, если речь идёт о молодых артистах).
В этом году впервые были разделены жанры оперетты и мюзикла, и каждому конкурсанту заранее нужно было выбрать «поток» выступления, а исходя из этого, — заранее же — заявить и свою программу всех туров (выступления в каждом этапе конкурса предполагаются в сопровождении рояля, правилами конкурса предусмотрен даже дресс-код).
Так, участникам опереточного потока в первом туре необходимо было исполнить арию или дуэт из оперетты (сарсуэлы или водевиля) зарубежного и отечественного композитора (2 номера). Ко второму туру допускалось не более 50% участников — здесь также исполнялись ария или дуэт из оперетты (сарсуэлы или водевиля) зарубежного и отечественного композитора (иные 2 номера). К третьему туру допускается не более 50% участников второго тура (и не более 10 человек).
У участников мюзиклового потока были аналогичные условия, с той только разницей, что заявить и подготовить необходимо было 4 разных номера из мюзиклов.
Участники третьего тура повторяют любые два номера из своей программы предыдущих этапов конкурса — здесь параллельно с жюри в работу включается жюри прессы.
На гала-концерте финалисты исполняли любой из своих четырёх номеров — а зрители могли отправить смс (на озвученный в начале концерта номер) с фамилией полюбившегося исполнителя для определения обладателя приза зрительских симпатий.
После приветственного слова Герард Васильев исполнил песенку об оперетте из оперетты Имре Кальмана «Фея карнавала» (на этом моменте театралы должны кусать себе локти — спектакль уже выведен из репертуара Московского театра оперетты, а любой номер в исполнении Герарда Васильева — уже праздник!), помогали солисту артисты балета театра.
Вели концерт заслуженная артистка Жанна Жердер, а также солисты МТО Глеб Косихин и Игорь Оробей.
После мэтра выступали финалисты «ОпереттаLand-21» согласно своим изначальным конкурсным номерам. Звучали куплеты Адели из «Летучей мыши», ария Саффи из «Цыганского барона», дуэт Мариэтты и Луи-Филиппа из оперетты «Баядера», ария Елизаветы из мюзикла «Граф Орлов», ария Мата Хари из мюзикла «Любовь и шпионаж», ария Безумного Шляпника из мюзикла «Страна чудес» и др. Надо отметить, что финалисты выступали в сопровождении оркестра Московского театра оперетты, без поддержки балета, без каких бы то ли было декораций и видеоряда — и помимо вокальных навыков им необходимо было продемонстрировать умение привлекать и удерживать внимание зрителя, показать свои актерские и хореографические таланты, а тем, кто замахнулся на исполнение на иностранных языках — ещё и свой фонематический слух и близкое к оригиналу произношение. Самое выгодное положение здесь было, конечно же, у исполнителей каскадных опереточных номеров и заводных мюзикловых шлягеров, однако у каждой медали есть и оборотная сторона.
Каждый в зале мог отметить своих фаворитов и затем свериться с мнением жюри. Вероятно, профессиональное жюри определило своих лауреатов не непосредственно на гала-концерте, а накануне по итогам третьего тура.
Каждый финалист получал букет и диплом от очаровательных малышей из «Театра-студии АДМ».
Завершали первое отделение вечера воспитанники этого же театра-студии.
Во втором отделении гала-концерта принимали участие солисты Московского театра оперетты — многие из тех, кто был в тот вечер на сцене, тоже когда-то принимали участие в конкурсе «ОпереттаLand», а ныне являются звёздами музыкального театра.
Эта часть вечера была интересна прежде всего тем, что артисты исполняли не только уже знакомые по спектаклям и камерным концертам номера (собственно, таких номера было только два!), но и имели возможность показать новые, подготовленные специально для этого вечера выступления, — те, к которым лежит душа! Как показывает практика, далеко не все такие номера входят потом даже в «Grand канкан», а потому увидеть их в таком гала-концерте — настоящее зрительское счастье! Конечно же, во многих таких номерах блистал и балет театра.
В концерте принимали участие: единственный обладатель Гран-при «ОпереттаLand», заслуженный артист России Петр Борисенко (он участвовал в конкурсе в 2010 году), Екатерина Кузнецова и Никита Грабовский, Юлия Гончарова, Иван Викулов и лауреат «ОпереттаLand-2008» Павел Иванов, лауреат «ОпереттаLand-2008» Анна Новикова, Анастасия Пугина и Александр Каминский, лауреат «ОпереттаLand-2008» Ольга Белохвостова, лауреат «ОпереттаLand-2007» Максим Катырев, Василиса Николаева и финалист и обладатель Приза зрительских симпатий «ОпереттаLand-2007» Владислав Кирюхин, народная артистка России Елена Зайцева, народный артист России Юрий Веденеев, Лика Рулла и, конечно же, сам народный артист Герард Васильев. Каждое из этих выступлений, помимо прочего, стало настоящим мастер-классом для финалистов конкурса и тех, кто только собирается в нем участвовать: понятно, что когда на сцену выходят такие «глыбы» и идолы жанра, как Герард Васильев, Юрий Веденеев и Елена Зайцева, то зритель счастлив уже только от того, что имеет возможность видеть их в образе; но Лика Рулла, например, буквально мановением пальцев обозначила залу, где нужна его поддержка, а Василиса Николаева и Владислав Кирюхин показали практически недосягаемое мастерство каскадного номера и сценического перевоплощения; молодые солисты театра (и вчерашние студенты) продемонстрировали, что помимо таланта необходима ещё и огромная работа — прежде всего над собой.
На протяжении всего второго отделения солисты Московского театра оперетты, а также учредители специальных премий объявляли лауреатов конкурса и вручали им специальные призы. Было сказано много важных и напутственных слов.
Отдельно стоит упомянуть Григория Владимировича Спектора, который подчеркнул, что потребность в оперетте чрезвычайно возрастает в минуты конфликтов, революций и войн, а нынешний «маскарад», заставляющий находиться в театре в масках, тоже обостряет желание и влечение к положительным эмоциям — и самое время помнить о весёлых жанрах, зовущих к радостям жизни.
Помимо конкурсантов был отмечен также главный концертмейстер «ОпереттаLand» — Иван Староверов, концертмейстер и артист оркестра МТО и мюзиклов «Граф Орлов» и «Анна Каренина».
Только двое финалистов не были отмечены никакими наградами, а чествовали в тот вечер следующих участников конкурса согласно их потокам:
1) Мюзикл:
— Анастасия Карханова — Первая премия (премия Московского театра оперетты);
— Анастасия Павлова — Вторая премия (премия продюсерского центра АртСимфони) ;
— Галина Окунева — Третья премия, а также Специальная премия СТД;
— Анастасия Павлова и Анастасия Карханова стали лауреатами премии «Дуэт» ;
— Александр Шарабарин — лауреат премии клуба «Театрал»;
— Татьяна Куликова — лауреат премии прессы и Приза зрительских симпатий.
2) Оперетта:
— Рипсиме Сехлеян — Первая премия (премия Московского театра оперетты);
— Анастасия Балака — Вторая премия (премия продюсерского центра АртСимфони), а также Специальная премия СТД;
— Кристина Есаян — Третья премия;
— Ксения Устьянцева и Александр Федотов — специальная премия Э. Жердера и Р. Антоновой за лучшее исполнение каскадного номера;
— Ксения Устьянцева — лауреат премии прессы;
— Никита Туранов — лауреат премии «За лучшее исполнение арии из классической оперетты» «Фонда Елены Образцовой»;
— Ксения Соколова — «Приз зрительских симпатий».
Как известно, символом конкурса является статуэтка Карамболины — именно ее получает обладатель Гран-при. В этом году главный приз «ОпереттаLand» не присуждался, а Карамболину получил РИТИ — ГИТИС, поскольку подавляющее количество участников конкурса за все его годы вышло из стен этого учебного заведения.
В финале вечера прозвучала «Карамболина» из оперетты Кальмана «Фиалка Монмартра» в исполнении Герарда Васильева, Жанны Жердер, солистов театра, принимавших участие в концерте, а также финалистов конкурса.
Зал, конечно же, подпевал!
Ольга Владимирская специально для MuseCube
Фотографии Евгения Дектярёва можно увидеть здесь
А фотографии Ольги Кузякиной — здесь
Источник: