«Ибо так сказал мне Господь:
пойди, поставь сторожа;
пусть он сказывает, что увидит.»
Книга пророка Исаии, глава 21, стих 6.
Спектакль Театра Новых Пьес «Тот самый день» (автор Ярослава Пулинович, режиссёр Хорен Чахалян) детям до 18 лет смотреть бессмысленно; детям от 18 до 45 – можно; детям старше 45 – нужно.
Заезжать на тему буду издалека… все знают книгу (или хотя бы фильм по ней) «Убить пересмешника» американской писательницы Харпер Ли. Но до последнего времени не было широко известно, что эта книга – вторая, фактически приквел к ранее созданной повести «Пойди, поставь сторожа». Малоизвестной она была не потому, что героиня мимоходом называет там правящие круги заокеанской России «шайкой» — произведение замалчивалось и в Америке. Думаю, одной из причин было то, что герой, блистательно сыгранный в кино легендарным Грегори Пеком, развивает там своеобразные взгляды на понятие гражданских прав: дескать, их нужно давать только сознательным, подготовленным членам общества, каковыми – на данном этапе, в 50-ые годы ХХ века – негры в Соединённых Штатах пока не являются. Его дочь – мы знаем ее как хулиганистую девчушку по прозвищу Глазастик – яростно спорит с отцом, чего в её жизни прежде никогда не случалось. Цитата, вынесенная выше в эпиграф, по мысли Харпер Ли, аллегорически намекает на совесть – которая есть личный сторож каждого в отдельности, но не стаи в целом. И в этом весь смысл этой короткой истории: дети взрослеют только споря со взрослыми, и мудрость взрослого в том, чтобы приветствовать рождение новой личности, сколько бы ни прошло времени до этого момента с физического рождения человека (собственно, примерно так Аттикус Финч смотрит и на идею гражданских прав, заметим в скобках). Конечно, есть риск перестараться и загнать бунт молодого поколения в маргинальность – но на то они наши дети, на то мы их любим, чтобы «родить» их ещё раз… скорее всего, в не меньших муках, чем материнские.
Что же такое «новая пьеса»? Это совершенно необязательно новый текст (отсылаю к гоголевской «Женитьбе» того же театра), хотя в случае с «Тем самым днём» он как раз не старый. Это пьеса – и постановка – которые по-новому общаются с публикой. Атрибутами такого спектакля логично становится митинг протеста (не гадайте, против чего, не угадаете), организуемый прямо в зале; контакты и конфликты, происходящие в таких местах, что вам придётся вертеть головой и привставать в кресле, чтобы не пропустить ни слова (а вам будет интересно, что там творится, поверьте); совместное пение в караоке с гостями «особенного корпоратива»; ну и, конечно же, абсолютно свободное употребление лексики, которой, слава России, вполне владеет нынче даже министр культуры. Словом, суть новой пьесы в том, что она — не представление, но действие в буквальном смысле этого слова.
В принципе, содержание повествования можно уже не пересказывать, но для протокола: относительно молодая, умная, красивая, образованная, городская, культурная женщина ищет, от кого зачать на радость маме, своей полной противоположности. А дальше, как в песне: «Совершите вы массу открытий, иногда не желая того!» Мне очень понравился тонкий момент запараллеливания «заклинаний» про «бог всё видит» с «куда смотрит правительство». Тоже про личностный рост ведь. И, кстати, мы вообще-то все живём в первый раз. Включая, вы не поверите, и тех-кого-нельзя-называть.
Взрослый, дорогие ребята – тот, кто понял, что взрослых не существует. И убежал с острова «повелителя мух»… «дорогою добра», как в песенке поётся, помните, дети 45+?
Об актёрах: все они пронесли спектакль сквозь аудиторию, как знамя упоминаемой в нём революции, чем оплодотворили наши индивидуальные сознания, и растрогав нас и возвеселив. Кто видел их, но не узнал имён, отчасти восполню пробел: Маша — Ирина Соболева, её мама — Анна Галинова, Анжела — Екатерина Сахно, депутат — Сергей Мухин, геи: Игорь — Максим Долинин, Матвей — Иван Соловьёв, гопники: Андрей Переверзев (он же ведущий свадьбы), Александр Николаев (он же парень из бара), сын маминой подруги — Григорий Волков.
Елена Трефилова специально для Musecube
Фотографии автора
Источник: