Использовано фото с сайта театра
Прошедший в Петербурге театральный фестиваль «Пять вечеров» представил зрителям богатую разнообразную программу. Одним из самых запоминающихся и по совместительству дискуссионных спектаклей стала постановка Ивана Комарова «Девочка Надя, чего тебе надо?». В основу спектакля положен текст выдающегося отечественного кинодраматурга Геннадия Шпаликова, его нереализованный сценарий, его большая боль и личная драма. Постановку осуществил театр «Современник», что тут же дает сильную внутреннюю рифму, ибо и Шпаликов, и «Современник» – равнозначные символы «оттепели».
В этом спектакле в самую первую очередь на себя обращает пристальное внимание сам литературный первоисточник. Мощнейший текст невероятно впечатляет, если не сказать – пугает своей внезапной острой актуальностью. В нем легко обнаружить очень много перекличек с днем сегодняшним. И крайне сильный по наполнению своему оказывается этот текст, крепкая идейная закваска в нем выступает в авангарде. Кроме того, он заставляет по-настоящему пугаться природы человеческой натуры. Местами – так просто чистой воды Ларс фон Триер. Триер эпохи развитого социализма. При внешней формальной принадлежности к типичной советской производственной драме там не так и сложно обнаружить уровень древнегреческой трагедии, не меньше. Новоизбранный депутат от завода (и от народа) Надежда, главная героиня всей этой истории, если вдуматься, самая что ни на есть духовная сестра Антигоны. Быть верной слову, не изменять принципам, не отступать от заданного курса – так она видит смысл своего существования. Даже ценой жизни другого человека. Но за все, как известно, приходится платить. Теперь уже – жизнью самой Надежды. Автор не дает нам увидеть свет в конце туннеля, все высокие идейные помыслы и попытки изменить этот мир рушатся одна за другой. Надежда гибнет безвозвратно, сгорая в ярком пламени на свалке мусора, – оцените высокую степень символизма.
Шпаликов здесь в каждом слове кричал, как ему было невыносимо. Но его так никто и не услышал. Сценарий остался невоплощенным, а сам автор вскоре трагически ушел из жизни.
Но все же спектакль вызывает ряд вопросов и оставляет неприятное чувство недоумения по поводу происходящего. К собственно самой актерской игре, сценографии, музыкальному оформлению в целом каких-то принципиальных замечаний и претензий в общем-то нет. Тем не менее, очень сильно здесь смущают вставленные краткими эпизодами монологи-рефлексии на тему «Что для меня значит СССР?» задействованных в постановке актеров. Мнения у всех разные, разумеется. Кто-то вспоминает счастливое детство и заявляет, что «люди тогда действительно были добрее», кто-то честно признается в плохом знании истории, поэтому не может четко сформировать свое отношение к нашему общему прошлому, кто-то ностальгирует по ушедшей молодости и красивому городу имени Ленина. Эти возникающие время от времени эпизоды, очевидно, должны были связывать сюжет Шпаликова и наши дни, но эффект в итоге возникает абсолютно обратный. Моменты этой рефлексии выглядят неуместными, выбиваются из общей канвы повествования и сбивают смысловой прицел. Становится непонятно: этими фрагментами пытаются восхвалить страну, которой больше нет или же здесь какой-то иной смысл? Если суть другая, тогда в чем же она? А если это все же уютное сладостное воспевание советской действительности, то это циничная грубая пощечина Шпаликову, чей горький мощный текст был написан как раз об обратном. И в таком случае за слишком рано ушедшего из жизни непризнанного тихого гения становится вдвойне обидно от несправедливого отношения к его творчеству. Спустя много десятилетий Шпаликова вновь не услышали и не поняли.
Марина Константинова специально для Musecube
Источник: