Использовано фото с сайта peterburg2.ru
Большой настоящий праздник для всех ценителей лучшего театра из разных стран ближнего и дальнего зарубежья традиционно проходит в эти дни в Петербурге. Фестиваль «Балтийский дом» в самом разгаре, и каждый день зрители могут оценить нечто впечатляющее и необычное. Стартовали же показы 6 октября спектаклем «Сад», который стал совместным проектом продюсера Леонида Робермана и Электротеатра Станиславский. Режиссер постановки – Денис Азаров, в главной роли – Юлия Ауг.
Спектакль этот сделан по пьесе Алексея Шипенко, который попытался соединить в своем тексте историзм и вневременную актуальность. Это мощная по эмоциональному воздействию история о португальской некоронованной королеве Инес, которая стала сначала жертвой любви, затем династических интриг, а после жестокой расправы была возвеличена до ранга святых/ слишком запоздало заняла трон по закону (трактовки финала могут быть разными). Драматургия представлена по большей части мощным монологом главной героини, и лишь в отдельных местах слово предоставлено ее сыну, что дарит самостоятельный смысловой пласт, наполняет дополнительными аллюзиями. Идеи и смыслы из текста каждый вынесет свои и для себя. Для кого-то это будет история про то, что нехорошо влюбляться в женатого и рожать от него детей – кара тебя настигнет. Для других – про то, что заслуженное запоздалое признание тебя все равно найдет, пусть и посмертно. То ли эта история чисто женская, то ли общечеловечески-притчевая, границы в ней оказываются весьма условными. Темы религии и веры тут также затрагиваются, так что размышлять об основной сути «Сада» можно долго.
Совершенно невероятна и крайне символична в этом спектакле сценография. Холодные белые стены предстают общим равнодушным фоном, жуткие пластмассовые пупсы в гофрированных черных воротниках пугают одним своим видом. Предвестники большой беды то и дело мелькают пунктирными символами на заднем плане, свое дело делает и рвущая душу музыка. В финале перед зрителями предстает мощное и по-настоящему жуткое воплощение Смерти в виде черепа в плаще, под полами которого и размещаются эти неподвижные пустые голые куклы. И крест за спиной как триумфальный вершитель человеческих судеб.
Но самое главное в этой постановке, конечно, прекрасная Юлия Ауг, от игры которой сами собой возникают мурашки, и дрожь пробегает по телу. Переходы от радости к истерике, от счастья к (полу)безумию, от подъема к опустошению здесь происходят моментально и максимально органично. Она сама тут и впрямь без пошлых льстивых преувеличений – величественная королева, гордо смотрящая вперед и не отступающая ни на шаг. Попадание в роль и материал идеальное, никого другого тут не надо.
Тем не менее, идейный разброс пьесы не до конца позволяет выстроить зрительскую линию эмпатии. Яснее ясного, что героине можно и даже нужно сопереживать – только вот в чем именно, оказывается не до конца очевидным. Попытка сделать историю с непреходящей вечной актуальностью разбивается о некоторую небрежную непродуманность и общую концептуальную незавершенность. Впрочем, случаются такие работы, в которых следует голосовать сердцем, а не разумом. Быть может, «Сад» – это как раз именно тот самый случай.
Марина Константинова специально для Musecube
Источник: