Рок-поэма «Моби Дик» заинтриговала меня ещё в конце ноября — тогда, когда Влад Любый, глава продюсерского центра «Театральное Дело», анонсировал её со сцены прямо во время поклонов культовой, не побоюсь этого слова (и буду права!), зонг-оперы TODD.
Как так — спектакль по «Моби Дику»?! Музыкальный?! Но, простите, там же по нынешним меркам никакого драйва и движа — сплошные хождения по морям и философия!.. И как, они, простите, собираются роман Германа Мелвилла на сцену переносить? Ох, интрига!..
Так что, скажите мне, могла ли я пропустить премьеру нового спектакля? Да ни за что! (Отмечу, что мне повезло увидеть даже не первый, а предпремьерный показ, который случился 5 февраля, на день раньше официальной премьеры.)
«Театральное Дело», безусловно, дока в создании рок-мюзиклов (пусть они и называют их зонг-операми либо рок-поэмами — это лишь ответвления, а суть едина). TODD — вещь, в рождение которой не верил почти никто из нас, верных фанатов группы «Король и Шут» (ибо мало написать шедевр — нужно, чтобы его ещё кто-то захотел воплотить в жизнь… рискнув собственными деньгами). Не только дока — ещё и новатор. До рождения «Тодда» никто и представить не мог, что постановка на основе музыкального материала пусть и сверхпопулярной, но панк-группы, может не только быть жизнеспособной, но и на протяжении многих лет собирать аншлаги.
И, честное слово, творить странное и спорное после «Тодда» — это вполне нормально для такой компании, как «Театральное Дело». Вот и почему б не «Моби Дик»?! Я поверила. И я своё получила. Да что там — я хочу это смотреть снова, и снова, и снова… Потому что, как я пишу в личных сообщениях бесчисленному числу интересующихся, «мне — зашло!»
А теперь давайте попробуем разобраться, почему мне было так хорошо, а кто-то убегал в антракте с обещаниями больше никогда не ходить в театр вообще после эдакой жести.
Значит, так. Создатели «Моби Дика» говорят, что дарят нам некий новый жанр. А ряд злобных критиков пеняет, что, де, ничего нового они не увидели, и всё уже было в «Тодде». Но, позвольте! Рок-стилистика, живые музыканты с гитарами на сцене и зашкаливающие децибелы не делают два детища «Театрального дела» братьями-близнецами. Я вам больше скажу: столь различные спектакли ещё поискать!
Цитирую: «Никто и никогда не делал этого! А единственным примером поиска этого жанра была поэма «Гусляр» легендарных «Песняров», созданная в далеком 1971 году».
И тут я подтвержу и распишусь под каждым словом. Вы, конечно, «Гусляра» не помните, да и я не настолько стара, чтобы фанатеть от этой вещи во времена её триумфа, но альбом «Песняров» я слушала не единожды. И вы знаете — «Моби Дик» действительно «идеалогически» ближе к «Гусляру», чем к «Тодду».
Да, я умею читать внимательно, и потому поняла заранее, что все вокальные вещи будут исполнять не артисты на определённых ролях, а группа «Театр теней» плюс хоровая четвёрка на бэк-вокале (собственно, как те, давние, «Песняры» поступали с поэмой Янки Купалы). Так тем интереснее! Вот это — новое! Вот потому — поэма! Ведь песни (а точней — рок-баллады) в «Моби Дике» — это, скорей, передача внутреннего состояния героев, их мыслей и чувств, а местами — и положенные на музыку видоизменённые цитаты из оригинального романа, но никак не традиционные «мюзикловые» номера.
А хорошо ли это? Отвечу так: а почему нет? Музыкальный театр позволяет почти всё — был бы талант. Тут — есть!
Группа «Театр теней» (пусть я и не знала её прежде — но мне простительно, я по иным жанрам обычно специализируюсь) работает в стиле хеви-метал с далёкого 2004 года (хотя Википедия ведёт отсчёт аж с 1986-го). И в «Моби Дике» они вдаряют именно это. Да, тяжёлый металл. Пусть и романтический («Моби Дик» же!), пусть и мелодичный, но бесконечно громкий и жёсткий тяжёлый металл. Более двадцати специально написанных рок-баллад — не шутка!
Вас это пугает? Тут порадовать не могу: в КЦ «Москвич», где в наши дни идёт рок-поэма, шикарный звук, и потому ваши уши на музыкальной тёрке натрут даже на балконе. А я привычная, я такое люблю.
В общем, если вы жаждете стандартный мюзикл, где персонажи вот поговорили, вот попели, вот ещё поговорили, вот снова попели — то «Моби Дик» ни разу не для вас. Ибо в нём всё совершенно иначе: герои живут в своём измерении, а «Театр теней», отражающий их переживания и думы — в своём. Но при этом они — всецело взаимосвязаны.
«Право голоса» (в смысле, радиомикрофон) даровано считанным единицам. Наш основной гид в мир Мелвилла — главный герой, Измаил, устроившийся матросом на китобойное судно (я видела в этой роли прекрасного Артёма Глотова). Именно Измаил озвучивает текст «от автора», вспоминая своё бытие на судне «Пекод», переживания и радости, мечты и сомнения… Измаил, будучи центром повествования, стоит особняком от остальной корабельной команды — это оправдано и текстом первоисточника, и функцией Измаила как рассказчика. И от Измаила (точней, от артиста на этой роли) зависит общее восприятие публикой спектакля. Нам — однозначно повезло. Спасибо Артёму!
Второй по значимости персонаж — капитан Ахав (в нашем случае — замечательный Михаил Пярн). Одержимый до исступления идеей убить белого кита, Ахав живёт только этой целью. Более того — он заражает ей остальных. Измаил говорит: «Я понял, что такое Моби Дик для Ахава. Теперь, мне предстояло понять, что такое Моби Дик для меня!» А всему зрительному залу (ну, хорошо, той его части — и, я надеюсь, большей, — которая прониклась постановкой) сразу же хочется вычислить собственного «Моби Дика» и осознать его значимость и суть. И это значит — спектакль достиг своей цели!
Ещё двое говорящих людей — суровый морской волк, кажется, просоленный насквозь, — старший помощник капитана Старбек (5 февраля — Геннадий Христенко) и отдельная любовь лично среди меня (впрочем, полагаю, большинство смотревших спектакль со мной согласится) — старый моряк (Михаил Липкин), бесконечно многогранный, выпуклый и живой персонаж, вроде бы, далеко не первую скрипку играющий в партитуре «Моби Дика», но приковывающий взгляды ежесекундно.
Людей с микрофонами я перечислила, а теперь поговорим об остальных. Конечно же, не могу не воспеть хвалу Саше Макарову, исполнившего роль юнги Пипа. Честное слово, это одна из лучших детских актёрских работ, которые я имела счастье видеть (а опыт у меня достаточно велик)! Невероятно обаятельный и талантливый мальчишка!
И Евгения Кречетова — судя по программке, Судьба, а по факту — то ли рок, то ли мечта, то ли удача, то ли смерть, то ли сам белый кит… В общем, фатум, реющий над персонажами рок-поэмы. Евгении доверен язык танца, и она, незримо для остальных героев спектакля, но исключительно впечатляюще для зрителей, вершит и творит, жалеет и карает, зная наперёд об обречённости экипажа «Пекода».
И на закуску — женская балетная и мужская трюковая (и, конечно, тоже танцующая) группы. Это очень здорово и красиво (вообще, эстетический компонент — сильнейшая сторона «Моби Дика»). Контемп, знаете ли, это не только модно, но и исключительно уместно, когда звучит тяжёлый металл. И ведь все эти прекрасные люди (кстати, их лица, может быть, покажутся вам знакомыми, если вы частенько смотрите мюзиклы, вглядываясь при этом в ансамбль) не просто дарят отменную хореографию — они великолепны актёрски.
Один минус: с того момента, как мужчины отправляются на «Пекод» в качестве матросов, большинство номеров выглядит так: «Театр теней» играет вступление, выходит Судьба, её окружают балетные девушки — и давай танцевать. Да, меняются костюмы. Да, это очень круто и завораживающе. Но… всё же, однообразно.
Впрочем, будет финальная часть — и она заставляет забыть обо всей критике, которая роилась в голове. Те, кто знаком с первоисточником, знают, как всё закончилось, и без меня. Остальным я не буду портить впечатление спойлерами (только отмечу, что вообще неважно, читали ли вы роман Мелвилла до похода на рок-поэму или нет — книга перенесена на сцену с такой любовью и осторожностью, что хочется аплодировать стоя). Может быть, театральный катарсис и не будет вами достигнут, но приблизиться к нему вполне реально.
Невероятно мощная концовка — и жизнеутверждающая (плюс в данном случае — очень уместная) финальная ария на поклонах. Знаете, я вполне понимаю, почему зал устроил стоячие овации. «Моби Дик» — он пронимает до костей… или второй вариант: не трогает вообще. Но всё же таких зрителей единицы, и причины их неудовольствия просты и описаны мной выше: «Моби Дик» слишком сильно отличается от привычных мюзиклов, он громок и наполнен рёвом гитар, а ещё сложно удержаться от сравнения с «Тоддом» (что, как я уже намекнула, неуместно от слова вообще).
Спасибо Владу Любому, группе «Театр теней» и всей труппе «Моби Дика» за феноменальный вечер! Это действительно было нечто новое. И замечательное.
…а ещё на сцене был почти настоящий парусник. Истинное счастье всех любителей моря и приключений!
Ирина Мишина специально для MUSECUBE
Фотографии автора можно увидеть здесь
Фотографии Ксении Логиновой можно увидеть здесь
Источник: