Фото предоставлено организаторами спектакля
Владимир Маяковский — это громыхающая поэзия, гиперболы, как в стихотворном творчестве, так и в жизни, вызывающее поведение и эпатаж и еще много, много подобных характеристик, от которых в голове вырисовывается какой-то исполинский образ поэта, громкий и заполняющий собой все вокруг. Это одна сторона его личности, которая известна, пожалуй, всем и ставшая неким стереотипом при упоминании имени Маяковского. Однако создатели постановки «Маяковский во весь рост» показывают нам поэта совсем с других ракурсов и сторон, да так, что после спектакля представления о нем меняются чуть ли не диаметрально в противоположную сторону.
«Маяковский во весь рост» — это моноспектакль в исполнении Сергея Сафронова, которого петербуржцы могут знать по необычайно колоритному спектаклю «Хармс, Хармс и снова Хармс». Однако, в отличие от постановки, посвященной личности и творчеству Даниила Хармса, в «Маяковском» подступаться к знаковой фигуре русской литературы актеру приходится в одиночку, лишь под аккомпанемент рояля и скрипки в лице Дарьи Кондаковой и Андрея Северова.
Звучат стихи Маяковского, много стихов Маяковского. Их Сафронов перемежает выдержками из биографии поэта, рассказывая какие-то неизвестные широкой публике факты или углубляясь в темы, знакомые лишь поверхностно. Так мы узнаем, что в жизни Маяковского среди дорогих его сердцу женщин была не только Лиля Брик, что поэт чуть ли не панически боялся болезней и инфекций, что было время, когда от него отвернулись буквально все товарищи и собратья по «перу»… Однако все эти истории отнюдь не роняют возвышенный и в чем-то патетический образ поэта, а только как будто действительно сокращают дистанцию между нами, современниками, и громогласным Владимиром Маяковским.
Сергей Сафронов захватывает все внимание: актер так играет интонациями в голосе, так живо обыгрывает декламируемые стихи, что само понятие «поэтический вечер» как будто выходит на новый уровень. Это уже не просто поэзия, которую читают со сцены, это действительно целое действо, живой спектакль, в котором так мастерски переключается зрительское внимание, что практически два часа пролетают незаметно и нет ни намека на усталость от стихотворного потока. Лирика Маяковского вдруг открывается с совершенно другой стороны, обретает новые краски и грани. За вечер звучат «Хорошее отношение к лошадям», «Сергею Есенину», «Кое-что по поводу дирижера», «Татьяне Яковлевой» и другие. Второе отделение полностью посвящено знаменитой поэме «Облако в штанах», и здесь уже нет перерыва на шутки-прибаутки и пасмурные моменты из жизни Маяковского. Но все второе отделение сидишь, затаив дыхание, вслушиваясь в строчки и беспрерывно следя за перемещениями по сцене и игрой голоса Сергея Сафронова. И даже когда все заканчивается, когда отзвучали все продолжительные аплодисменты, пройдена часть пути домой — в размышлениях и погружении в собственные впечатления о спектакле, даже сейчас, когда пишутся строки этого текста, ловишь себя на мысли, что хочется увидеть этот спектакль еще раз. С уже новым видением и отношением к Маяковскому и его поэзии, чтобы просто получать удовольствие от происходящего на сцене.
Анна Неверова специально для Musecube
Источник: