«Если нельзя, но очень хочется, то можно»
Шолом-Алейхем
Если вы сноб, приверженец строгих правил, классической литературы и канона, то путь на этот спектакль вам заказан. Не ходите, не портите себе вечер и впечатление. И, напротив, если вы открыты чему-то необычному, скандальному и экстраординарному, то вы пришли по адресу. Продюсерская компания Makers Lab и Ирина Афанасьева поставили в прошлом году на сцене ЛДМ противоречивый спектакль с провокационным названием «Лолита».
Для начала попробуем разобраться, что не так с названием мюзикла? Та, что приходит сразу на ум, набоковская Лолита (Евдокия Малевская) здесь фигурирует лишь отчасти, и если вы повелись на говорящее имя и ждали увидеть здесь Гумберта, воспылавшего страстью к своей падчерице, то будете слегка в недоумении. Лолита, безусловно, в наличии, она так же, как в книге, едва вошла в подростковый возраст и была развращена дражайшем родителем. На этом сходство с нетленной классикой заканчивается. Взяв за основу произведение некой никому неизвестной Кристин Хэнкок «Лолита 1916», авторы мюзикла повествуют нам о том, что юная дочь художника Стеблова вместе с папенькой отправляется на поезде из Царского села в Петербург. В вагоне ей встречаются фрейлина императрицы Анна Вырубова (Наталья Фаерман) и английский журналист Освальд Райнер (Георгий Новицкий), в которого юная Лолита тут же без памяти влюбляется. По пути поезд сходит с рельс, случается трагедия, многие пассажиры гибнут, в том числе отец Лолиты. Не желая оставлять юную знакомую без опеки, Анна Вырубова берет Лолиту под своё крыло, что на руку коварному подростку, ведь как удачно Освальд ходит в гости к фрейлине, а тот факт, что Вырубова и Райнер собираются пожениться, — всего лишь мелкое препятствие на пути к цели – завоеванию сердца журналиста. Здесь бы, по-хорошему, сюжет закольцевать и развивать в рамках своеобразного любовного треугольника, но не всё так просто.
В историю вмешивается Григорий Распутин (Всеволод Макаров), который является ближайшим другом Анны Вырубовой, что с историческими фактами вполне совпадает, но, к слову, на этом достоверность заканчивается. «Святой» старец Распутин признает, конечно, не без помощи темных сил, что Лолита – это перерождение его трагически погибшей от рук собственного отца первой любви, Глаши (Дарья Чеснокова), что сводит его с ума и заставляет буквально продать душу дьяволу (Сергей Худяков) ради сомнительного воссоединения душ влюбленных. Распутин ударяется в воспоминания, где он, будучи еще молодым человеком (Антон Авдеев) переживал чувства. Весьма колоритно решен вопрос с флэшбеками в спектакле – юные Распутин и Глаша разговаривают с акцентом, говором, очевидно, села Покровское Тобольской губернии, что добавляет сценам с ними особого шарма. Переселение души Глаши в Лолиту лишает рассудка Распутина, чем и решают воспользоваться заговорщики в лице Райнера, Феликса Юсупова (Василий Туркин), великого князя Дмитрия Романова и французского агента Мадам Жу-Жу (Маргарита Колганова). В качестве наживки используют юную нимфетку, которая и сама проглотила наживку в лице Освальда Райнера. Запоздало Лолита понимает, что её используют, но всё же принимает правила игры. Несмотря на несколько плохо связанных между собой, на первый взгляд, сюжетных линий, и наличие как минимум двух главных персонажей в мюзикле (Лолита и Распутин), название спектакля всё же оправдано. В последних сценах Лолита взрослеет. Удивительно, как её не могли сломить столь рано познанные плотские утехи, но как быстро привела в чувство история с Распутиным. Персонаж Лолиты прошел свой путь развития к концу спектакля, в отличие от «святого» старца Григория, который до последнего верил в единство Глаши и Лолиты.
Несмотря на то, что сюжет мюзикла, мягко говоря, не для слабонервных и чувствительных натур, сам спектакль смотрится достаточно легко. Навряд ли в Петербурге найдутся люди, которые ни разу не слышали о Распутине, Феликсе Юсупове и Лолите, поэтому предлагаемые обстоятельства, в общем, понятны. Другой вопрос – как могло прийти в голову соединить эти две истории, останется риторическим. Мрачные тона спектакля, убийства на сцене и наличие своеобразного служителя тьмы, именуемого в спектакле Юродивый, с соответствующим гримом, руководящего артистами как марионетками и размахивающего красным флагом, предвещая революцию, оправдывают приставку «хоррор». Роль Сергея Худякова идейно перекочевала из спектакля «Демон Онегина», где молчаливый демон развлекается с судьбами людей. Может показаться, что это идейная вторичность, но, вероятнее всего, персонажа ввели специально, чтобы показать связь проектов продюсерской компании между собой. Невольно закрадывается мысль, а не хочет ли Makers Lab повторить идею интеграции персонажей в другие проекты, как сделали в своё время Marvel, только не на большом экране, а на театральной сцене?
Очевидно, что ставка в мюзикле сделана на Евдокию Малевскую, исполняющую роль Лолиты, которой не так давно исполнилось семнадцать лет, — весьма подходящий возраст для этой роли. Помимо очевидных плюсов во внешних данных, юная артистка прекрасно поёт и имеет большой опыт в работе на большой сцене. Георгий Новицкий (Освальд Райнер), знакомый зрителю по роли студента Альфреда в культовом мюзикле «Бал Вампиров», заметно возмужал и отлично вписался в образ тайного агента Британии, который под видом журналиста, работает в Российской империи. Не так давно на роль Григория Распутина ввели московского артиста Всеволода Макарова, у которого вышел весьма любопытный образ «святого» старца. В Распутине в исполнении Макарова много рок-н-ролла и страсти, а уж в сцене, когда он оголяет бедра Лолите и набрасывается на нее, приоткрыв на несколько секунд свой сюртук и явив миру тренированное молодое тело, и вовсе рвутся все возможные шаблоны.
Если у вас есть претензии к сюжету, то придирок к постановке по технической части возникнуть явно должно намного меньше. Спектакль сделан качественно: прекрасные хореографические номера, работа со светом, звуком, подбор грима и костюмов, декораций, кастинг артистов. Пожалуй, что один из главных вопросов, помимо сюжетной линии, может возникнуть по поводу оформления мюзикла – вся сувенирная продукция, а также проекции сделаны в стилистике известного петербургского художника Покраса Лампаса. Интересно, он в курсе, что его идеи использованы в данном проекте или это очередная провокация?
У продюсерской компании весьма неоднозначная репутация, но, несмотря на это, на качестве постановки спектаклей это мало сказывается. Пожалуй, что «Лолита» — это мюзикл, созданный ради очередного скандала, но почему провокация не может быть качественной? Навряд ли кто-то усомнится в том, что артисты хорошо поют, а балет дотягивает шпагаты. Сделано хорошо. А как же идея? – может возникнуть весьма справедливый вопрос. Но, пардон, авторы предупреждают, что это не Набоков и не история революции. Хочется сказать: «Будь проще», но разве «проще» имеет знак равенства по смыслу со словом «интереснее»?
Яна Квятковская, специально для Musecube
Фотоотчет Елены Карповой смотрите здесь
Источник: