Использовано фото с сайта ramt.ru/
Фестивальная программа «Балтийского дома» радует театралов не только интеллектуальными работами и эстетическими высказываниями. Обращение в сторону социального, злободневного, актуального не менее важно. И замечательно, что в этом году «Балтийский дом» включил в показы особого рода проект «Деревня и я». Этот необычный по форме и содержанию спектакль появился в ходе одной из лабораторий в РАМТе: драматургом выступила Элина Петрова, а режиссером стал Дмитрий Крестьянкин.
«Деревня и я», конечно, из тех с виду бесхитростных работ, которые способны сотворить со зрителями нечто невероятное, задеть их до самой глубины души. Идеальное соотношение социального и театрального, в нужных правильных пропорциях, без перегибов и перекосов. В основе спектакля с минимумом режиссерских приемов и выразительных средств лежат монологи подростков из совсем небольших деревень (например, кое-где население не превышает 500 человек) о самом-самом разном. Эти животрепещущие рассказы в исполнении Нелли Уваровой и Сергея Печенкина заставляют публику в конечном счете проливать невидимые миру слезы. Равнодушным здесь остаться невозможно: уровень зрительской эмпатии столь живому и актуальному материалу невероятно велик. Переоценка ценностей после просмотра гарантирована.
Молодые ребята, дети еще совсем, рассуждают о жизни, планах, перспективах. Они мудры и проницательны не по годам, в чем-то они кажутся старше своих сверстников, им приходится иначе распределять свои внешние и внутренние ресурсы. Они мечтают о разном, как и их городские ровесники, но для многих из них заветной мечтой вполне может быть хорошее образование или переезд в большой город. И почти все они имеют какие-то таланты и/или увлечения, страшно боясь их утратить. Эти подростки хотят расти и развиваться, непременно добиться чего-то в жизни. Им это особенно важно – на уровне высшей цели, ради которой не жаль ничего. Многих из них раздирают острые противоречивые чувства: какая-то полунаивная слепая любовь к родному месту и трезвая здравая оценка того, что, в сущности, жить здесь все-таки нельзя. Всем им предстоит сделать важнейший выбор, стать полноправным хозяином своей судьбы. «Все зависит от тебя!»– здесь не громкий пафосный слоган, а непосредственное руководство к действию. Призрачный шанс изменить свою будущность имеется у каждого из героев спектакля, но как же важно не оступиться, не ошибиться, не упустить его. И ребята эти все понимают и про Россию, и про патриотизм, и про власть, и про государство. У них есть смелость высказывать несогласие с происходящим, им не хочется терпеть существующее положение дел, они называют вещи своими именами. У них в наличии четкое аргументированное мнение, которое высказывается открыто, без страха и сомнения. Новое поколение хочет видеть свою жизнь достойной – разве можем мы их в этом упрекнуть?
Нелли Уварова и Сергей Печенкин здесь не просто играют роли – проживают судьбы реальных людей, моментально переключаясь из одного образа в другой. Степень доверия к материалу тут очень велика, и вообще тема взаимной открытости друг другу наполняет собой весь спектакль, словно воздух. Невероятно хочется, чтобы у героев этого спектакля все в итоге сложилось именно так, как они желают. Дмитрий Крестьянкин и Элина Петрова сделали совершенно невероятную работу, социально значимую и в то же время культурно ценную. Это можно с полным правом считать настоящим подвижничеством и гордиться тем, что такие неравнодушные люди есть среди нас.
Марина Константинова специально для Musecube
Источник: