Уже шестой год подряд в честь дня всех влюблённых театр Алексея Рыбникова ставит легендарный мюзикл о настоящей и искренней любви «Юнона и Авось» в петербургском БКЗ «Октябрьский».
«Юнона и Авось» — самая известная рок-опера на российской сцене. Изначально режиссёр Марк Захаров планировал поставить спектакль по мотивам «Слова о полку Игореве» на музыку Алексея Рыбникова. Но благодаря настойчивости Андрея Вознесенского прочитал его поэму «Авось», которая и стала основой либретто. В результате трёх лет творческого сотрудничества талантливых людей был доработан материал и добавлены арии, а в итоге всё это превратилось в большую рок-оперу.
Премьера мюзикла состоялась в 1981 году на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола, и вот уже почти 38 лет «Юнона и Авось» успешно идет с полным аншлагом. В 2009 году композитор Алексей Рыбников решился на новый эксперимент: постановка с более тяжёлым роковым звучанием была представлена на международном фестивале Пьера Кардена и вновь произвела фурор. В новой версии оперы соединились традиции русской духовной музыки, народный фольклор, жанры массовой «городской» музыки с образными, идейными и эстетическими приоритетами композитора.
Основная идея постановки — показать ту невероятную силу любви, для которой нет преград и расстояний, нет возрастных ограничений и религиозных убеждений.
Связь двух любящих сердец путешественника Николая Резанова и дочери испанского коменданта Кончиты Аргуэльо настолько велика, что делает эту историю невероятно цепляющей.
На сцене было минимум декораций и реквизита. В центре внимания расположилась металлическая установка, обрамленная корабельными канатами, которые навевали на зрителя атмосферу моря и странствий. Сцена была полностью аутентична месту и времени действия, а также отлично создавала иллюзию присутствия именно в той эпохе. Видеоряд со сменяющимися морскими кадрами и световое решение своевременно выставляли акценты на значимых моментах спектакля.
Первыми на сцену ворвались моряки, синхронно исполняющие танец с канатами. Хореографические номера в постановке Жанны Шмаковой были слегка осовременены, но в то же время делали рок-оперу ярким и незабываемым зрелищем. Первое исполнение знаменитого романса «Я тебя никогда не забуду» голосами офицеров звучало душевно и проницательно. Ощутимые басовые акценты усилили эмоциональное впечатление и в первые же минуты задели за живое самые тонкие струны душ присутствующих. Далее всё внимание перешло к главному герою Николаю Резанову (Никита Поздняков).
Режиссер Александр Рыхлов, передавая зрителю идею Вознесенского, показал главного героя либретто с высоким чувством патриотизма, преданности Родине, человеком, ищущего смысл, истину жизни. Актёр точно отразил весь эмоциональный спектр своего героя, исполняя арию «Душой я бешено устал».
Вокальные номера были поставлены прославленной певицей Жанной Рождественской, первой исполнительницей главных партий в рок-операх Алексея Рыбникова и многих знаменитых шлягеров советского кино.
Сильные и цепляющие вокальные партии особенно выразительно прозвучали в «Арии Пресвятой Девы», песне моряков «Авось», арии Резанова «Ангел, стань человеком».
Нельзя не отметить «Белый шиповник», который сам по себе не подразумевает острых эмоциональных акцентов и яркого музыкального сопровождения. Эта мелодия прозвучала легко и воздушно и добавила нотку спокойствия и умиротворения в постановку.
Важно сказать и о, пожалуй, самом ярком и впечатляющем исполнении Кончиты (Мухаметова Язиля) и Резанова прощального романса. Печальное расставание и последние фразы «Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду…» были достойны аплодисментов стоя.
Во время сцены в келье и ожидания Кончиты зал окутала настоящая тревога. Хотя сюжет знаком каждому, трудно было не заметить надежды в глазах зрителей на счастливое окончание истории. Но автор рубит на корню надежды, когда сообщает о трагическом исходе событий. По окончании завершающего монолога автора остается чувство незаконченности и растерянности: «Неужели всё..?». Эпилогом становится финальная композиция «Алиллуйя», которую исполнили все действующие лица.
Восьмидесятиминутный гимн, воспевающий любовь, завершился неимоверно быстро. Этого времени оказалось недопустимо мало для такого спектакля. Слишком резкие сюжетные, временные и географические скачки моментами обрывали впечатление целостности истории.
Но несмотря ни на какие нюансы, эта трогательная поэма не оставляет никого равнодушным во все времена. Настоящие, сильные чувства, которые вспыхивают между артистами на сцене, заставляют всецело погрузиться в жизнь их героев, ощутить их чувства и поверить в них. Посмотрев на них, невольно проникаешься их эмоциями и еще долгое время не можешь прийти в себя. Поистине красивая и трагическая история в сопровождении музыки прекрасного композитора Рыбникова в современной музыкальной интерпретации зазвучала еще ярче и насыщеннее. Без сомнения, спектакль ещё долгие годы будет оставаться популярным и продолжит приобретать всё больше и больше новых поклонников по всему миру.
Анастасия Дергаева, специально для Musecube.
Фотографии предоставлены организаторами мероприятия.
Источник: