22 октября в Московском драматическом театре «Человек» была показана одна из самых успешных постановок театра — «Кроткие» по повести Ф.М. Достоевского «Кроткая» (1876).
Изначально показы спектакля не планировались в столице, так как постановка была подготовлена в рамках VI Международного театрального фестиваля «CHELоВЕК ТЕАТРА» в Челябинске 5 марта 2018 года. Но после оглушительного успеха премьеры, режиссером Владимиром Скворцовым и его командой было принято решение повторных показов, поскольку неутолимый интерес критиков, коллег и зрителей был очевиден.
В основе спектакля лежит повесть Ф.М. Достоевского «Кроткая» — весьма загадочная, болезненная, обморочная история. Как и свойственно Достоевскому, история пронизана тонким психологизмом, который нитью проводит зрителя по мучительному, ранимому состоянию главного героя.
Но несмотря на глобальный образ мученика режиссер постановки представляет историю в упрощенном прочтении, избавляя от длинного, сложного монолога и добавляя новых героев в свою постановку. При этом он не меняет авторских слов, но вводит зрителя в новый вневременной контекст и делает прочтение более необычным.
В основе классического сюжета лежит история жизни женщины, которая оказывается замужем за ростовщиком. Повесть показывает замысел Достоевского о палаче и жертве, выразившийся здесь в виде мужа-деспота и жены, его жертвы. От безденежья девушка решает выйти замуж за человека, которого она не только не любила, но и презирала его и его род занятий. Кроткая пытается взбунтоваться против такой жизни и против своего мужа, которого она даже была намерена убить, чтобы прекратить человеческие мучения. Эти мучения проявлялись не в ссорах и не в физическом издевательстве, а преимущественно в постоянном молчании, которое стало царить между мужем и женой через некоторое время после свадьбы.
На протяжении всей истории рассказчик сам себе противоречит, как часто бывает в связи с помутненным сознанием человека в сложной жизненной ситуации, а конкретно в данной постановке яркость образа главного героя также подчеркивают двое второстепенных персонажей.
Ростовщика с его полным букетом сумбурных мыслей сыграл сам режиссер постановки Владимир Скворцов. Также перед зрителем предстает врач-психоаналитик (Светлана Свибильская), которому герой и посвящает свой рассказ, и его помощник в роли Александра Хотенова. Оба эти героя, созданные режиссером, играют важную роль, помогая зрителю проще воспринять задуманное Достоевским и оттенить многогранность главного образа. Именно на приеме у врача ростовщик пытается разобраться, прав ли или виноват он в том, что случилось, приводя аргументы «за» и «против» себя и своей жены. Он объясняет, что считал себя благодетелем, а она не была благодарной. С его слов она была кроткой, но в то же время в ней кипели бурные силы. В помощнике врача пациент начинает узнавать образ жены, также называя его кротким, а во враче видит себя, проводя аналогию с любовью к власти и неравенству.
Пространство спектакля представляет некий кабинет. Врачебный, как вскоре становится ясно. Офисный стол с запирающимися ящиками, стулья, вешалка и тележка для сервировки — ничего особенного, обычные предметы без какого-либо характера. Но при этом создаётся ощущение, что за пределами этого помещения ничего не существует. То, как уходит герой после одного сеанса, чтобы тут же вернуться на следующий, как воет за дверью воцарившаяся у него на душе вьюга, как резко меняется атмосфера в знаковые моменты рассказа – всё это создаёт ощущение ирреальности.
На протяжении всего действа врач с ассистентом будто тоже проживают другую жизнь, более насыщенную и эмоциональную. Это подчеркивается периодическим обращением к алкоголю, смене обстановки из кабинета в ночной клуб, яркими вспышками прожектора, переключающими пациента и окружающих от одного состояния к другому. Все эти детали демонстрируют некую смесь экзистенциальной путаницы главного героя и окружающей реальности.
Проводя по иному пути зрителя, автор постановки не просто бросает его в омут размышлений, предоставляя материал для анализа. Завершением становится развязка отношений между врачом и ассистентом. Быть может, истинное спасение кротких в простом уходе от сухости и молчания? Это решение остается за зрителем.
Анастасия Дергаева специально для MUSECUBE
Фотографии автора можно посмотреть здесь
Источник: