Девчонка на миллион: от советской пропаганды к любви

В начале февраля Театр музыкальной комедии представил на суд зрителя новый проект – мюзикл «Девчонка на миллион» композитора и идейного вдохновителя Максима Леонидова. Постановку осуществил Андрей Носков. За основу спектакля был взят советский фильм Виталия Мельникова «Начальник Чукотки». Но если в ленте главным героем был молодой писарь Алексей Бычков, который в силу обстоятельств становится, как бы сказали сейчас, губернатором Чукотки, то в мюзикле главной стала героиня – юная комсомолка Настя.
Итак, на дворе 1922 год, молодая активистка Анастасия Платоновна Глазкова (на премьере – Вера Свешникова) полна решимости изменить мир и в порыве сбежать от своего неверного жениха Сергея (Александр Леногов) принимает предложение уехать на край земли – развивать Чукотку. Сегодня идея уехать из бурлящего жизнью Петрограда в далекий край кажется фантастической, но главная героиня решила коренным образом изменить свою жизнь.
Что же на Чукотке? Настя встречает местных жителей – чукчей и знакомится с местной властью — сосланным за смертельную дуэль на край света Тимофеем Ивановичем Храмовым (Максим Леонидов). На Чукотке он ведет торговлю с иностранцами: американцем Стенсоном (Александр Суханов), японцем Ямуши-сан (Саргей Денисов), французом Дюбуа (Алексей Штыков), русским канадцем – эмигрантом Питом Брюхановым (Александр Круковский). Образы коммерсантов, созданные артистами, в крайней степени карикатурны и воплощают в себе все стереотипные черты означенных наций. Что касается портретов местных жителей, то необходимо отметить работу артистов хора и балета театра – персонажи у них получились настолько колоритные, что погружение в удивительный мир Чукотки зрителям обеспечено. Аутентичность (конечно, стилизованная) подкрепляется прекрасными костюмами, созданными Ириной Долговой, и танцами, поставленными хореографом Ольгой Прихудайловой. Мистическую атмосферу края, обрядовую составляющую национальных традиций и даже северное сияние передают для нас видеография Анастасии Андреевой и световое оформление Дениса Солнцева.

С приездом Насти на Чукотку приключения для неё не заканчиваются. Сюжет спектакля повторяет историю фильма: главная героиня вместе с Храмовым вынуждена бежать в США с миллионом долларов, чтобы не попасть в руки разъяренных белогвардейцев, захватывающих власть в Уйгунане (своеобразную роль лидера оппозиции – графини Ольшанской – блистательно воплотила на сцене Наталия Диевская).
Второе действие переносит нас из заснеженной Чукотки в жаркий Сан-Франциско. Картинка меняется, и вот перед нами яркий, неоновый, гламурный город со своими соблазнами. И как им не поддаться? Главных героев переодевают в костюмы в стиле Гэтсби и уже с трудом верится, что они всего пару сцен назад мерзли в заснеженной России. На чужбине Настя и Храмов понимают, что влюблены друг в друга. Быть бы им вместе в стране грёз с миллионом долларов, и на этом можно было бы закончить повествование, но нет. Настя Глазкова, как истинная патриотка и честная девушка, решает во что бы то не стало вернуть миллион советской власти и сбегает в Петроград. Поняв в столице, что её место на Чукотке, Настя возвращается в Уйгунан, где её уже ждет возлюбленный. Почти голливудский хэппи-энд. Занавес, дамы и господа.
Идея поставить мюзикл, где красной нитью по сюжету проходит советская пропаганда, кажется странной в конце второго десятилетия двадцать первого века. Но не стоит сразу относиться к этому скептически: всё же в мюзикле победы красных на политических полях идут фоном. Главное в спектакле – любовь и приключения. Необычная картинка северной земли на сцене определенно вносит разнообразие на театральную питерскую территорию. Привыкшим к Нью-Йорку или Лондону на сцене зрителям определённо будет любопытно взглянуть на своеобразную романтику Чукотки, которая выглядит вполне правдоподобно на подмостках театра.
Команда постановщиков спектакля подобралась профессиональная, и, что главное – местная. В этом спектакле нет приглашенных зарубежных специалистов, что для театра при постановке мюзиклов стало в последние годы хорошей традицией. Максим Леонидов – идейный вдохновитель, арт-продюсер, композитор и исполнитель главной мужской роли, не раз в интервью говорил, что вынашивал идею спектакля несколько нет. Замысел удалось воплотить в жизнь вместе с режиссером Андреем Носковым. Впечатление от Максима Леонидова-исполнителя осталось двоякое: с одной стороны, прекрасная актерская игра, с другой – ощущение, что в мюзикле артист чувствует себя несколько неуютно. Решающая дуэтная композиция героев спектакля прозвучала сыро. Слышно, что Максиму Леонидову сложно вытягивать верхние ноты, которые с легкостью берет Вера Свешникова.

Стоит добавить, что в спектакле особое внимание уделено детским персонажам: Вовка (Макар Дмитриев), Шпынь (Платон Белькин), беспризорники (Вячеслав Миневич и Арсений Рогов) добавляют в спектакль живости и непосредственности.
Главный плюс мюзикла, и он же, в какой-то степени, и минус – большое количество колоритных второстепенных персонажей: Ольшанская, Стенсон, Певица в Сан-Франциско (Манана Гогитидзе), Чукча-муж (Денис Коновалов) и другие. С одной стороны, их присутствие делает мюзикл объёмным и ярким, с другой – некоторые сцены с ними откровенно затянуты (например, сцена сватовства) или наоборот стремительны, а персонажи пропадают, не получив развития. Превалирование диалогов над музыкальными композициями в первом акте сбивает темпоритм повествования, и порой спектакль рассыпается на отдельные мизансцены.
Необычный для жанра мюзикла сюжет может положительно сыграть для его создателей и привлечь в театр новую аудиторию, которая придет, в том числе, на имена Андрея Носкова и Максима Леонидова. В то же время публике, балованной театром спектаклями с серьезными драматичными историями («Джекилл&Хайд», «Граф Монте-Кристо») сюжет может показаться немного наивным. Но в любом случае, главное в новой постановке — это любовь, а с ней не поспоришь.

 

Яна Квятковская, специально для Musecube.

Фотографии предоставлены пресс-службой театра.

Источник: musecube.org

Добавить комментарий