Фото с сайта www.afisha.ru
6 декабря на сцене театра ЛДМ в Санкт-Петербурге состоялся гастрольный спектакль московского Электротеатра «Станиславский» «Полковник-птица». В связи с ковидными ограничениями зал был заполнен примерно наполовину. Это вызывает большое сожаление, так как комедия-притча Христо Бойчева заслуживает зрительского внимания своей глубиной и актуальностью затрагиваемых тем. А постановка Электротеатра привлекает оригинальной подачей и звездным актерским составом.
«Полковник-птица» поставлен по пьесе Христо Бойчева (Болгария), написанной в 1997 году на фоне югославских военных конфликтов. Пьеса получила приз Британского Совета, была переведена на разные языки и поставлена в европейских и российских театрах. Премьера спектакля в Москве состоялась в 2016 году. Герои спектакля – пациенты психиатрической клиники, расположенной в здании бывшего монастыря Сорока Святых Мучеников в Балканских горах. Из интервью режиссёра спектакля Романа Дробота «Известиям»: «Изначально мне было интересно одиночество этих заброшенных людей, их попытки спастись духовно и физически. Но когда мы уже активно работали над спектаклем, случился кризис на Украине. Мы случайно предвосхитили события, и по прошествии 20 лет антивоенное послание комедии-притчи Бойчева вновь стало актуальным, а тема войны и невинных жертв зазвучала с новой силой»
Рассказать историю посредством художественного выражения на такие непростые темы, как социальная изоляция, жизнь с психическим расстройством, милитаризация общества не занудно, а интересно и местами смешно – задача, посильная только профессионалам. И команда спектакля с этой задачей справилась превосходно. История рассказывается от лица главного героя — психиатра-наркомана (Евгений Самарин). Его пациенты — бывшая проститутка, которая теперь считает себя монахиней (Дарья Колпикова), глухой актёр (Антон Косточкин), цыган-импотент (Дмитрий Чеботарёв), клептоман-пьяница (Антон Лапенко), просто псих, который считает, что он настолько может уменьшиться, что его раздавят (Владимир Долматовский). Еще два персонажа – это Птица (Борис Дергачев), который присутствует, но его как будто не замечают, и Полковник (Антон Филипенко), который все первое действие молчит – его все замечают, но он как будто не присутствует. Сюжет делает резкий поворот во втором акте, когда Полковник начинает говорить…
«Полковник Фетисов поставил своих коллег по несчастью в жесткие рамки, которые их на самом деле освободили, — говорит Роман Дробот в интервью. — Он освободил больных от прессинга больничной обстановки, врачей и всех, кто пытался их вылечить. Полковник заставил больных поверить в то, что они вполне нормальные, — но не в нашем, а в их понимании». Зрители вместе с доктором получают «шанс быть свидетелем одного изумительного социально-психологического эксперимента. … В конце концов, не является ли жизнь всякого общества людей, игрой с установленными и общепринятыми правилами, которые не выполняют, положим, только сумасшедшие?»
В спектакле звучит мысль о том, что любая мечта – это паранойя. А чтобы решиться пойти за мечтой, и не жить по мнимым, навязанным обществом правилам, нужна большая смелость. «Потому что человек произошел от птицы. Потому что только птица и человек могут летать. Птицы при помощи крыльев, а человек благодаря духу». Рассказчик-психиатр сам принимает идеи своих пациентов и уходит в финале вместе с ними.
Мария Емельянова, специально для Musecube
Источник: