Особняк Рябушинского. Музей-квартира имени А.Н. Толстого. Центральный дом шахматиста имени М.М. Ботвинника. Дом Бурганова
Особняк Рябушинского (Музей-квартира А.М. Горького)
Особняк в стиле модерн, построен в начале XX века Ф. Шехтелем. Кроме личности самого архитектора, с историей здания связаны имена предпринимателя С.П. Рябушинского и А.М. Горького (он провел здесь последние годы). Степан Павлович – близкий друг Шехтеля и первый владелец особняка. Специально для него на третьем этаже возвели секретную старообрядческую молельню. В этом доме Рябушинский держал знаменитую мастерскую по реставрации икон.
Горький же попал сюда против своей воли – от подарков правительства СССР отказываться было не принято. Однако в итоге дом оказался удобным для жизни: первый этаж занимал сам писатель, второй – его семья.
Особняк открыт для посещения со среды по воскресенье и ни капли не похож на вылизанный до блеска музей, из которого вместе с пылью вымели и историю. Таинственно поскрипывают деревянные половицы. В комнатах царит уютный полумрак, который рассеивают лишь золотистые лампады и дневной свет, льющийся сквозь большие окна в причудливых рамах. На фасадах из глазурованного кирпича вот уже целое столетие цветут мозаичные лилии, витражи ловят солнечные блики, а по вечерам в молельне под самой крышей загораются нарисованные звезды.
Бродить по меблированным комнатам, просачиваться сквозь узкие коридоры, рассматривать черно-белые фотографии и разгадывать символы, которыми наполнен старинный дом. Внутри особняка Шехтель создал целый мир образов, объединенный тематикой водной стихии. Каменная парадная лестница в виде волны – это бесконечное движение жизни. Лилии с саламандрами на одной из колонн – борьба добра и зла. Медузы, морские коньки, ракушки мелькают в узорах витражей, выглядывают из рельефных лепнин и скользят по мозаичному полу.
Музей-квартира А.Н. Толстого
Есть дома, в которых концентрация талантливых людей на квадратный метр превышает все допустимые нормы. Как вы понимаете, городская усадьба Шехтеля тоже относится к подобным “нарушителям”. В середине XX века бывший флигель особняка облюбовал для себя… А.Н. Толстой. Здесь он завершает роман “Хождение по мукам”, создает цикл “Рассказы Ивана Сударева” и выпускает из-под пера большое количество статей и очерков.
Сейчас на этом месте находится музей-квартира писателя. В нескольких комнатах гармонично соседствуют предметы декоративно-прикладного искусства, мебель работы русских и западноевропейских мастеров и небольшая коллекция живописи XVI–XX веков. Посетить музей-квартиру можно во все дни, кроме понедельника.
Основа мемориальной части музея – кабинет и гостиная. Писатель отмечал, что для нормальной жизни ему нужно две комнаты: в одной работать, в другой пировать. Кабинет просторный и светлый, с массивным, неповоротливым камином и изысканной деревянной мебелью.
Через множество с любовью подобранных мелочей можно попробовать угадать интересы писателя. Например, со стен на посетителей смотрят портреты исторических лиц, жизнь которых увлекала Толстого, а камин украшают курильницы с небесными львами Будды (символ удачи и защиты в фен-шуй) – явная склонность ко всему таинственному и мистическому.
Многое в комнате связано с темой Петра, над которой трудился автор. Рядом с курильницами висит изображение парусников кисти неизвестного голландского мастера XVII века, а справа от него портрет Екатерины I.
По дороге из одной комнаты в другую вам обязательно встретится пара занимательных вещиц: деревянный сундук, который принадлежал Петру I. Его же портрет, выполненный из… спичечных головок разных цветов. “Кресло – эротоманка”, как называл его Алексей Толстой: из-за особенностей набивки в нем невозможно было сидеть прилично. Но вот мы уже подходим к гостиной.
Современники писателя отмечали, что интерьер гостиной полностью соответствовал характеру Толстого, человека веселого, гостеприимного и хозяйственного. Все предметы подбирались со вкусом и отличным знанием старины.
Потолок украшает люстра XVII века, на стенах – работы европейских художников с изображениями пейзажей и натюрмортов. Смысловым же центром интерьера был и остается огромный стол, за которым так часто собирались друзья и родственники Алексея.
Центральный дом шахматиста имени М.М. Ботвинника
Центральный дом шахматиста – место удивительное. Здание, в котором сейчас находится клуб, было построено в начале XIX века, и с тех пор пережило множество изменений и потрясений. Оно было свидетелем ареста двух декабристов, выступлений Рахманинова и Шаляпина и даже на какое-то время приютило политических эмигрантов.
В середине XX века здесь обосновался шахматный клуб СССР, при котором в 1980 году создали уникальный по тем временам Музей шахмат. В 2014 году здание полностью отреставрировали и открыли для посетителей. Попасть сюда можно, записавшись на бесплатную экскурсию.
Интерьеры в стиле классицизм роскошны. Массивные люстры XIX века, центральная мраморная лестница, лепнина, зеркала и колонны – невольно начинаешь чувствовать себя на светском приеме. Кроме лестницы и люстр, спустя два столетия сохранилось даже фортепиано, клавиш которого касались руки известных артистов. Цветовая гамма интерьеров состоит преимущественно из мягких оттенков: белого, золотого, голубого. Утонченно и аристократично.
Главная достопримечательность Центрального дома шахматиста – музей шахмат. Космические шахматы, шахматы блокадного Ленинграда, шахматы арестантов ГУЛАГа, шахматы из Германии, Индии, Китая, Англии и даже копии фигурок XII века, которыми играли викинги. Музей состоит из двух небольших залов, и все их содержимое связано с этими хрупкими на вид фигурками.
В зале на фотографии обстановка довольно скромная. Он стилизован под рабочий кабинет: письменный стол, большой книжный шкаф, кожаное кресло… Помещение украшают бюсты Пушкина и Лермонтова. Они, как вы уже наверняка догадались, тоже любили шахматы.
Дом Бурганова
Ну и напоследок (для самых стойких) расскажем немного о Доме Бурганова. Экскурсию в этот музей сложно назвать интерьерной – он посвящен искусству скульптуры и сюрреализму, но пройти мимо мы не могли.
Особое архитектурно-художественное пространство разработал сам скульптор – Александр Бурганов. Музей неотделим от своего создателя и экспонатов и составляет с ними единое целое. Интересно, что тут же находится действующая мастерская, где можно понаблюдать за процессом творчества. Посетить Дом Бурганова можно в любой день недели.
Гам, толпы туристов, бесконечные вспышки фотоаппаратов и толкучка – это не про Дом Бурганова. Чаще всего здесь очень тихо, спокойно – идеальное место для неспешной прогулки и размышлений. Вы словно оказываетесь внутри головы творца, наполненной многогранными образами и идеями. Уйти равнодушным точно не получится.
Музей состоит из трех площадок под открытым небом: Малого двора, Большого двора и Музейного садика. В помещениях располагаются галерея “Пегас” и выставочный зал “Красный”. Они напоминают многоуровневые конструкции со множеством лесенок и проходов.
Кирпичные стены выкрашены в ярко-красный цвет, на фоне которого белые и черные скульптуры смотрятся особенно выразительно. Это приковывает внимание и заставляет посетителя сконцентрироваться. Куполообразная крыша прекрасно пропускает свет, благодаря чему переход с улицы в помещение остается незамеченным.
Классицизм или модерн? Живопись XIX века или современная скульптура? Можно посмотреть и изучить что-то одно или организовать себе целый познавательный тур.
С помощью этого материала мы решили напомнить читателям, что экскурсии – это не обязательно про скуку и сухие факты. За всеми произведениями искусства, всеми зданиями и предметами быта стоят истории. Истории таких же людей, как и мы с вами. Истории, полные радостей и огорчений.
Источник: